Диалектика религиозного переворота: революционные и охранительные тенденции в хасидском движении


д-р Илья Лурье, Еврейский Университет в Иерусалиме

Хасидизм берет свое начало в среде каббалистов-мистиков середины 18 века на территории Подолии, Волыни и Червоной Руси и к началу 19 века становится массовым движением, охватившим разные слои еврейского общества и кардинально изменившим его социальный, культурный и религиозный облик.

В жизни еврейского общества Восточной Европы не осталось такой сферы, которая в той или иной степени не была затронута «хасидской революцией»: она оказала влияние на восприятие классических библейских и раввинистических текстов, на религиозное мировоззрение, культовые ритуалы и народные верования, на социальную организацию и общественно-политическую деятельность евреев.

Вместе с тем, переворот в религиозном сознании, вызванный распространением хасидизма, сопровождался укреплением традиционных основ существования еврейского общества. Более того, к концу 19 в. хасидизм становится наиболее консервативной силой в общественной жизни евреев, базой радикальной еврейской ортодоксии.

Целью настоящего миникурса является выявление различных, зачастую противоречивых аспектов хасидского движения: революционный пафос обновления – и приверженность традиционным идеалам, готовность к радикальным переменам – и ярко выраженная охранительная идеология.

Мы попытаемся понять, как сочетание этих, казалось бы, несовместимых факторов позволило хасидскому движению выстоять в сложных условиях распада еврейского традиционного общества и социальных потрясений.

Силлабус:

Лекция 1. В поисках нового пути религиозного служения: р. Исраэль Бешт и его круг.

Лекция 2. Начало идейного брожения: р. Дов Бер из Межеричей и формирование хасидского движения.

Лекция 3. Кто виноват в религиозном расколе еврейства Восточной Европы?

Лекция 4. Вожди и их паства: трансформация традиционного еврейского общества под влиянием хасидизма.

Лекция 5. Хасидизм, консерватизм и еврейская ортодоксия.

Литература:

  • Г. Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М., Иерусалим, 2004., с. 399-429.
  • Э. Эткес. От группы к движению // Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы. Изд-во Открытого ун-та, Тель-Авив. Часть 3-4.
  • Д. Асаф, Г. Сагив. Хасидизм в царской России: исторические и социальные аспекты // И. Лурье (ред.). История еврейского народа в России. От разделов Польши до падения империи, 1772-1917. М., Иерусалим, 2012. С.101-146.
  • Ш. Эттингер. Хасидизм – действительность и идеалы. В кн. Социальнаяжизнь и социальные ценности еврейского народа. Изд. Библиотека Алия, с. 369-395.