"Сэфер" рекомендует


20.02.2018

Секция "Как говорить с детьми о Холокосте: проблемы, методики, практики" на конференции "Векторы развития современной России"


Руководитель: Александра Кононова (alexandra.kononova@gmail.com) 
Эксперты: Артур Клемперт (учитель истории, руководитель проекта «Связывая разорванную нить»), Алексей Макаров (учитель обществознания школы «Интеллектуал», сотрудник «Международного Мемориала»), Андрей Олейников (МВШСЭН), ожидается подтверждение от Ильи Альтмана (НПЦ «Холокост», РГГУ). 

Кто и как должен говорить с детьми о страшных трагедиях XX века, которые во многом сформировали наше восприятие собственной истории и современности? Родители и педагоги часто избегают подобных бесед, поскольку в СССР многие темы были табуированы, так что их открытое обсуждение и в публичном, и в приватном пространстве по-прежнему остается проблематичным. Одной из таких болезненных тем, несомненно, является Холокост. Истребление нескольких миллионов европейских евреев, в том числе на территории сегодняшней России, произошло более семидесяти лет назад, но вопрос, чему эта трагедия нас научила и может научить последующие поколения, остается открытым. Недостаточность знаний о Холокосте и отсутствие общественной дискуссии порождает мифы, приводит к появлению ревизионизма, вплоть до намеренного отрицания, к приуменьшению масштаба трагедии и обвинениям в адрес жертв. Исследователи отмечают достаточно высокий уровень антисемитизма в некоторых районах страны, нередки акты вандализма на мемориалах, установленных на местах расстрелов, если на памятнике обозначена еврейская принадлежность жертв. 

Передача живой семейной памяти об этих событиях практически прервалась, поскольку почти не осталось в живых ни уцелевших жертв, ни свидетелей, а современные родители предпочитают не обсуждать их со своими детьми, так как либо считают, что это может быть разрушительно для детской психики, либо не видят в этом необходимости. В такой ситуации главным источником формирования представлений о Холокосте оказывается школа. 

На конференции мы хотели бы поговорить о том, какие способы репрезентации Холокоста существуют в школьной практике? Какое место он занимает в исторических нарративах, предлагаемых школьными учебниками? Как учителя истории и обществознания работают с этой темой в разных обстоятельствах и с разными аудиториями? Предлагает ли школа какие-то иные, кроме соответствующих уроков, формы взаимодействия с этим историческим опытом?

К участию в конференции приглашаются молодые исследователи и специалисты в области социально-гуманитарных наук из России и других стран: студенты старших курсов вузов, выпускники, аспиранты и младшие научные сотрудники исследовательских институтов.

Для участия в конференции необходимо до 11 марта 2018 года оформить заявку и прислать ее в оргкомитет по адресу vectors@universitas.ru (заявка содержит тезисы выступления, соответствующие тематике секций, объемом от 500 до 1000 слов (Times New Roman, 12 кегль, 1,5 интервал); в тезисах должно быть указано имя автора, название секции, а в теме письма - секция и направление). 
Участие в конференции – на конкурсной основе. Экспертная комиссия, состоящая из студентов и преподавателей МВШСЭН, будет осуществлять конкурсный отбор участников на основе присланных тезисов. Результаты конкурса будут сообщены не позднее 30 марта 2018. 
Расходы на проезд и проживание осуществляются за счёт участников конференции. По желанию участника оргкомитет конференции может оказать помощь в поиске и резервировании гостиницы в Москве. По просьбе участника оргкомитет может выслать официальное приглашение на конференцию для предоставления по месту учёбы или работы. 

По результатам конференции будет издан сборник научных работ «Векторы развития современной России 2018», в который войдут лучшие работы, отобранные редакционной коллегией.

Перейти на сайт конференции.

Возврат к списку