«Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» 2-4 декабря 2009 года 

Международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции»

2–4 декабря 2009 г. в Институте славяноведения РАН в Москве прошла международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции». Организаторы: Центр «Сэфер», Институт славяноведения Российской академии наук (РАН) при финансовой поддержке Джойнт.

Конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» стала уже тринадцатой (таким образом, это возраст зрелости проекта – бар мицвы, чем в значительной степени и обусловлен выбор темы) в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над многолетним международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», посвященным сравнительному изучению еврейской и славянской культур.

В рамках конференции «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» обсуждалась категория возраста как культурного концепта, диалог поколений в рамках традиционных верований и обрядов, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода» (rites de passage), связанные c возрастными периодами, конфликты поколений, антропологию эмоций в межпоколенческом контексте и т.п. Рассмотрение данной тематики на материале славянских и еврейской культур призвано осветить как уникальные, специфические черты каждой из традиций, так и примеры взаимодействия культур.

Язык конференции – русский, английский языки . Материалы конференции предполагается опубликовать (на том языке, на котором они будут представлены). Регламент выступления – 20 минут.

Программа

2 декабря, среда

11.00 – 13.00 Утреннее заседание. Открытие Конференции
Ведущие: Аркадий Ковельман, Владимир Петрухин
Михаил Гринберг (Иерусалим). Презентация новых изданий издательства «Гешарим – Мосты культуры»
Борух Горин (Москва). Презентация новых изданий издательства «Книжники»
Аркадий Ковельман (Москва), Ури Гершович (Иерусалим). Молодые священники и ученики мудрецов (Бавли Назир и Тамид)
Елена Федотова (Москва). «Сын старости» – «сын моего горя»: Вениамин и братья
Михаил Вогман (Москва). Разрыв и преемственность поколений в еврейских и славянских жизнеописаниях Моисея
Владимир Петрухин (Москва). «Преступиша сынове Хамови на землю Сифову»: об одной «ошибке» в Повести временных лет

13.00 – 14.00 Перерыв на обед

14.00 – 18.00 Вечернее заседание
Ведущая: Елена Сморгунова
Ирина Качинская (Москва). Старый да малый: половозрастная стратификация и термины родства в архангельских говорах
Елена Казакова (Екатеринбург). Диалог поколений в метаязыковой рефлексии диалектоносителей
Александра Семенова (Москва). Диалог поколений в зеркале кашубского языка (на материале литературы)
Елена Сморгунова (Москва). Возраст: младость – старость – в русских пословицах, сонниках и Агаде

Перерыв: 15 мин.
Ведущая: Ольга Фролова
Вера Сурво, Арно Сурво (Хельсинки). Верхний Олонец – новые традиции
Ольга Фролова (Москва). Представление о родовом проклятии в книжной и устной традиции
Евгения Хаздан (Санкт-Петербург). «A brivele der mamen» – от поколения к поколению (презентация)
Леонид Кацис (Москва). Поколения Пастернаков

Grochowska Ewa (Warsaw). Mechanism of the transmission of musical tradition between generations (представлен текст)

3 декабря, четверг

10.30 – 14.00 Утреннее заседание
Ведущая: Ольга Белова
Мария Каспина (Москва). Передача традиции в устных рассказах евреев Хотина (презентация)
Ольга Белова (Москва). "Бабушкины сказки": диалог поколений в еврейских семейных рассказах (по материалам экспедиций в Брянскую и Черновицкую области)

Наталья Галкина (Москва). Приказание: от еврейской молитвы к славянскому оберегу (презентация)
Элина Иоффе (Москва). Еврейские похороны вчера и сегодня: устные рассказы жителей Ивано-Франковской области (презентация)
Галина Кабакова (Париж). Механизмы передачи магического знания сегодня (по материалам экспедиций на север Вологодской области) (представлен текст)
Александр Чувьюров (Санкт-Петербург). Категория возраста в таинстве крещения коми старообрядцев-беспоповцев: окрещаемый/наставник – локальные и конфессиональные особенности
Перерыв 15 мин.
Ведущая: Елена Носенко-Штейн

Елена Носенко-Штейн (Москва). «Невстреча» поколений: что объединяет пожилых и молодых людей еврейского происхождения в России в наши дни (презентация)
Наталья Евсеенко (Санкт-Петербург). Отцы и деды: разница поколений в подходе к современной еврейской традиции (случаи Украины и Греции)
Светлана Амосова, Светлана Николаева (Санкт-Петербург). Смена имени в еврейской среде в советский и постсоветский период
Игорь Семенов (Махачкала). Традиция имянаречения у горских евреев: изменения последних десятилетий

14:00 – 15:00 Перерыв на обед

15.15 (отъезд): коллективный поход на Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction №11 (Центральный Дом Художника, Крымский вал, д. 10, ст. метро «Октябрьская»)

4 декабря, пятница

10.00 – 13.30 Утреннее заседание
Ведущий: Евгений Рашковский
Галина Элиасберг (Москва). «Отцы» и «дети»: конфликт и диалог в произведениях русско-еврейской и еврейской драматургии рубежа XIX–XX вв.
Ася Вайсман (Москва). Страдания молодого маскила: возрастные кризисы еврейского просветителя

Виктория Мочалова (Москва). «Отцы и дети» по-еврейски (проза С. Ан-ского)
Перерыв 10 мин.
Юлия Клочкова (Екатеринбург). Проблема поколений в литературных "городках": территория согласия или поле битвы (на примере повести Ш. Аша "Наш городок", пьесы Т. Уайлдера "Мой городок" и "Мелкий бес" Ф. Сологуба)

Евгений Рашковский (Москва). «Петр Плаксин» Юлиана Тувима: польско-русско-еврейская кукольная мистерия
Элина Васильева (Даугавпилс). Дети и родители в романе Ф. Горенштейна «Псалом» (еврейская и славянская составляющая)
Елена Римон (Иерусалим). Диалог поколений в ивритском и бенгальском романе: «Закон и жизнь» Р.А. Браудеса и 'Гора' Р. Тагора (представлен текст)

13.30 – 14.30 Перерыв на обед

14.30 – 18.00 Вечернее заседание:
Ведущая: Виктория Мочалова

Сирил Асланов (Иерусалим). Означает ли смерть еврейских языков провал в передаче еврейской традиции между поколениями? Does the death of Jewish languages speak for a failure in transgenerational transmission?
Хаим Бен Яаков (Иерусалим). Новые церемонии – вступление в монастырское братство и бар мицва, суть отношения к статусу ребенка и переход к взрослости
Александр Шапиро (Москва). Проблема родительско-детских взаимоотношений в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Вячеслав Лихачев (Киев), Зеэв Ханин (Иерусалим), Алек Эпштейн (Иерусалим). Между бабушкой и учительницей: значим ли диалог поколений в формировании памяти о Холокосте еврейской молодежи современной России и Украины?
Christine Chiriac (Румыния).The Concept of Age, the Dialogue of Generations and Cultures Reflected in the Print Media. A Comparative Analysis of the Newspapers of Jewish, German and Russian Minorities in Romania (представлен текст)
Перерыв 10 мин.

Ведущий: Андрей Мороз
Варвара Добровольская (Москва). «Еврейский папа», «настоящая еврейская бабушка», «обыкновенный гениальный еврейский ребенок»: семья глазами русских и евреев
Даниил Капцан (Екатеринбург). Проблема трансформации этнокультурного самосознания в парадигме еврейской коммуникации на примере нескольких поколений современной еврейской семьи
Андрей Мороз (Москва). Передача колдовства в севернорусской фольклорной традиции
Михаил Алексеевский (Москва). «Чтобы люди помнили»: причитания о плохом муже в народной культуре
Подведение итогов конференции

Фуршет

 
30.08.2018

Полевая школа по еврейской этнографии и эпиграфике в Брянске и Стародубе


bryansk_cover-1.jpg

Школа организована Центром «Сэфер» и Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН. Проект осуществлен при поддержке Genesis Philantropy Group и других спонсоров, а также с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Экспедиция в Брянск в этом году продолжила еврейские полевые исследования этого региона, проводимые Центром «Сэфер». Научный задел прошлых экспедиций дал возможность участникам поездки 2018 года лучше узнать особенности локальной еврейской традиции, уточнить ряд вопросов, которые возникли в связи с появлением новых сведений. Мы работали по опросникам, которые были скорректированы в соответствии с материалами, полученными в прошлых экспедициях в регионе Брянщины. 

1.jpg  в отчет.jpg

Исследовательская группа из 13 человек за неделю работы провела 43 интервью с еврейскими старожилами Брянска и 6 интервью в Стародубе. Были зафиксированы на видео и аудио аппаратуру устные нарративы о военных и послевоенных годах. 

IMG_5917.JPG  IMG_5930.JPG

Мы получили описания праздников, среди которых особенно ярко сохранился в памяти информантов праздник Песах, связанный с выпечкой мацы и сменой посуды в доме. Отчетливо выделяются материалы из Бежицы, которая сейчас является районом Брянска, но до 1956 года это был отдельный город. Евреи Бежицы имели свои места встреч в городе, тайные молельные собрания, места, где выпекали мацу. В Брянске еврейская жизнь крутилась вокруг улицы Урицкого, где действовала подпольная синагога и было множество еврейских домов. Одной из редких удач экспедиции можно считать интервью с несколькими представителями одной семьи. Таким образом фиксируется трансформация традиции в нескольких поколениях. Руководитель экспедиции Мария Каспина подчеркнула важность ее встречи с 90-летней дочкой раввина Шимона Требника, которая живет в Брянске и помнит очень много рассказов своего отца. В Брянске вообще на удивление много долгожителей, самый пожилой информант, Абба Моисеевич Хенкин, родился в 1916 году, и ему сейчас 102 года. 

photoeditorsdk-export.png

Итогом работы эпиграфического направления экспедиции стала каталогизация еврейского кладбища в Стародубе, завершившаяся 12 августа. В состав исследовательской группы вошли 12 студентов и молодых ученых из России, Белоруссии, Украины и Израиля под руководством Екатерины Карасёвой и Михаила Васильева. Существенную помощь в расчистке кладбища оказали также жители Стародуба и администрация города.

IMG_6416.jpg

Работа по описанию кладбища включала инвентаризацию сохранившихся памятников, фиксацию намогильных надписей, фотосъёмку надгробий, а также определение их размеров, формы и материала. Кроме того, была составлена подробная карта кладбища с указанием расположения каждого памятника.

IMG_1731.JPG  IMG_1823.JPG  

В ходе полевой работы участники экспедиции обнаружили и задокументировали около 800 каменных надгробий в виде стел, надмогильных плит и саркофагов. При этом удалось зафиксировать более 400 намогильных надписей и их фрагментов (на иврите и русском языке) с именами и датами жизни членов стародубской еврейской общины. 

IMG_1778.JPG  DSC_3653.JPG

Наиболее ранние из найденных памятников датируются 1830-40 гг., самое позднее захоронение сделано в 2011 году.
По материалам экспедиции планируется подготовить электронный каталог кладбища, который будет размещён в открытом доступе на сайте базы данных SFIRA

Возврат к списку