«Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» 2-4 декабря 2009 года 

Международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции»

2–4 декабря 2009 г. в Институте славяноведения РАН в Москве прошла международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции». Организаторы: Центр «Сэфер», Институт славяноведения Российской академии наук (РАН) при финансовой поддержке Джойнт.

Конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» стала уже тринадцатой (таким образом, это возраст зрелости проекта – бар мицвы, чем в значительной степени и обусловлен выбор темы) в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над многолетним международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», посвященным сравнительному изучению еврейской и славянской культур.

В рамках конференции «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» обсуждалась категория возраста как культурного концепта, диалог поколений в рамках традиционных верований и обрядов, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода» (rites de passage), связанные c возрастными периодами, конфликты поколений, антропологию эмоций в межпоколенческом контексте и т.п. Рассмотрение данной тематики на материале славянских и еврейской культур призвано осветить как уникальные, специфические черты каждой из традиций, так и примеры взаимодействия культур.

Язык конференции – русский, английский языки . Материалы конференции предполагается опубликовать (на том языке, на котором они будут представлены). Регламент выступления – 20 минут.

Программа

2 декабря, среда

11.00 – 13.00 Утреннее заседание. Открытие Конференции
Ведущие: Аркадий Ковельман, Владимир Петрухин
Михаил Гринберг (Иерусалим). Презентация новых изданий издательства «Гешарим – Мосты культуры»
Борух Горин (Москва). Презентация новых изданий издательства «Книжники»
Аркадий Ковельман (Москва), Ури Гершович (Иерусалим). Молодые священники и ученики мудрецов (Бавли Назир и Тамид)
Елена Федотова (Москва). «Сын старости» – «сын моего горя»: Вениамин и братья
Михаил Вогман (Москва). Разрыв и преемственность поколений в еврейских и славянских жизнеописаниях Моисея
Владимир Петрухин (Москва). «Преступиша сынове Хамови на землю Сифову»: об одной «ошибке» в Повести временных лет

13.00 – 14.00 Перерыв на обед

14.00 – 18.00 Вечернее заседание
Ведущая: Елена Сморгунова
Ирина Качинская (Москва). Старый да малый: половозрастная стратификация и термины родства в архангельских говорах
Елена Казакова (Екатеринбург). Диалог поколений в метаязыковой рефлексии диалектоносителей
Александра Семенова (Москва). Диалог поколений в зеркале кашубского языка (на материале литературы)
Елена Сморгунова (Москва). Возраст: младость – старость – в русских пословицах, сонниках и Агаде

Перерыв: 15 мин.
Ведущая: Ольга Фролова
Вера Сурво, Арно Сурво (Хельсинки). Верхний Олонец – новые традиции
Ольга Фролова (Москва). Представление о родовом проклятии в книжной и устной традиции
Евгения Хаздан (Санкт-Петербург). «A brivele der mamen» – от поколения к поколению (презентация)
Леонид Кацис (Москва). Поколения Пастернаков

Grochowska Ewa (Warsaw). Mechanism of the transmission of musical tradition between generations (представлен текст)

3 декабря, четверг

10.30 – 14.00 Утреннее заседание
Ведущая: Ольга Белова
Мария Каспина (Москва). Передача традиции в устных рассказах евреев Хотина (презентация)
Ольга Белова (Москва). "Бабушкины сказки": диалог поколений в еврейских семейных рассказах (по материалам экспедиций в Брянскую и Черновицкую области)

Наталья Галкина (Москва). Приказание: от еврейской молитвы к славянскому оберегу (презентация)
Элина Иоффе (Москва). Еврейские похороны вчера и сегодня: устные рассказы жителей Ивано-Франковской области (презентация)
Галина Кабакова (Париж). Механизмы передачи магического знания сегодня (по материалам экспедиций на север Вологодской области) (представлен текст)
Александр Чувьюров (Санкт-Петербург). Категория возраста в таинстве крещения коми старообрядцев-беспоповцев: окрещаемый/наставник – локальные и конфессиональные особенности
Перерыв 15 мин.
Ведущая: Елена Носенко-Штейн

Елена Носенко-Штейн (Москва). «Невстреча» поколений: что объединяет пожилых и молодых людей еврейского происхождения в России в наши дни (презентация)
Наталья Евсеенко (Санкт-Петербург). Отцы и деды: разница поколений в подходе к современной еврейской традиции (случаи Украины и Греции)
Светлана Амосова, Светлана Николаева (Санкт-Петербург). Смена имени в еврейской среде в советский и постсоветский период
Игорь Семенов (Махачкала). Традиция имянаречения у горских евреев: изменения последних десятилетий

14:00 – 15:00 Перерыв на обед

15.15 (отъезд): коллективный поход на Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction №11 (Центральный Дом Художника, Крымский вал, д. 10, ст. метро «Октябрьская»)

4 декабря, пятница

10.00 – 13.30 Утреннее заседание
Ведущий: Евгений Рашковский
Галина Элиасберг (Москва). «Отцы» и «дети»: конфликт и диалог в произведениях русско-еврейской и еврейской драматургии рубежа XIX–XX вв.
Ася Вайсман (Москва). Страдания молодого маскила: возрастные кризисы еврейского просветителя

Виктория Мочалова (Москва). «Отцы и дети» по-еврейски (проза С. Ан-ского)
Перерыв 10 мин.
Юлия Клочкова (Екатеринбург). Проблема поколений в литературных "городках": территория согласия или поле битвы (на примере повести Ш. Аша "Наш городок", пьесы Т. Уайлдера "Мой городок" и "Мелкий бес" Ф. Сологуба)

Евгений Рашковский (Москва). «Петр Плаксин» Юлиана Тувима: польско-русско-еврейская кукольная мистерия
Элина Васильева (Даугавпилс). Дети и родители в романе Ф. Горенштейна «Псалом» (еврейская и славянская составляющая)
Елена Римон (Иерусалим). Диалог поколений в ивритском и бенгальском романе: «Закон и жизнь» Р.А. Браудеса и 'Гора' Р. Тагора (представлен текст)

13.30 – 14.30 Перерыв на обед

14.30 – 18.00 Вечернее заседание:
Ведущая: Виктория Мочалова

Сирил Асланов (Иерусалим). Означает ли смерть еврейских языков провал в передаче еврейской традиции между поколениями? Does the death of Jewish languages speak for a failure in transgenerational transmission?
Хаим Бен Яаков (Иерусалим). Новые церемонии – вступление в монастырское братство и бар мицва, суть отношения к статусу ребенка и переход к взрослости
Александр Шапиро (Москва). Проблема родительско-детских взаимоотношений в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Вячеслав Лихачев (Киев), Зеэв Ханин (Иерусалим), Алек Эпштейн (Иерусалим). Между бабушкой и учительницей: значим ли диалог поколений в формировании памяти о Холокосте еврейской молодежи современной России и Украины?
Christine Chiriac (Румыния).The Concept of Age, the Dialogue of Generations and Cultures Reflected in the Print Media. A Comparative Analysis of the Newspapers of Jewish, German and Russian Minorities in Romania (представлен текст)
Перерыв 10 мин.

Ведущий: Андрей Мороз
Варвара Добровольская (Москва). «Еврейский папа», «настоящая еврейская бабушка», «обыкновенный гениальный еврейский ребенок»: семья глазами русских и евреев
Даниил Капцан (Екатеринбург). Проблема трансформации этнокультурного самосознания в парадигме еврейской коммуникации на примере нескольких поколений современной еврейской семьи
Андрей Мороз (Москва). Передача колдовства в севернорусской фольклорной традиции
Михаил Алексеевский (Москва). «Чтобы люди помнили»: причитания о плохом муже в народной культуре
Подведение итогов конференции

Фуршет

 
09.09.2018

Школа-экспедиция в Дагестане 21-29 августа

21-29 августа 2018 г. Центр «Сэфер» провёл школу-экспедицию по изучению культурно-исторического наследия горских евреев в Дагестане. 

Экспедиция состоялась при поддержке Genesis Philanthropy Group, гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, Евро-Азиатского еврейского конгресса. Большую помощь экспедиции оказал Фонд «СТМЭГИ». 


dagestan_cover-001.jpg

В экспедиции приняли участие 30 человек из России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Каспийск, Нижнекамск, Тольятти, Дербент), Польши (Варшава), Чехии (Прага), Израиля (Рамат-Ган) и Украины (Киев).

общая фотка.jpg

Целью эпиграфического потока экспедиции было изучение еврейских кладбищ, расположенных в окрестностях Дербента и других районах Южного Дагестане. Команде эпиграфистов, работавшей под руководством Н. Кашовской, удалось исследовать кладбища четырёх бывших поселений горских евреев: Мамрача, Ханджал-Калы, Арага и Абасавы. 

  1 read 1.JPG  1 hzl 2.JPG

Участниками экспедиции было задокументировано свыше 480 памятников, сохранившихся на территории некрополей. Документация каждого кладбища включала фиксацию текстов эпитафий, фотосъемку памятников, измерение и описание форм надгробий, а также составление карты с определением координат каждой стелы.
Наиболее ранние из найденных памятников были обнаружены в Араге и датируются второй половиной XVII в. Самые поздние захоронения (в Мамраче и Ханджал-Кале) относятся к 40-м годам XX в. 

read 2.jpg  мацева.jpg

Еврейские кладбища данного региона отличает особая форма и декоративное оформление стел, встречающееся также на местных мусульманских некрополях. Другой важной особенностью является использование специфичной женской и мужской ономастики, традиционной для горских евреев. 
Основным языком эпитафий, как и в европейских общинах, является иврит, но также фиксируются двуязычные надгробные надписи на еврейском и русском языках (в одном случае – на лезгинском) языках. Расшифровка текстов надгробных надписей позволила получить новые важные сведения об истории горско-еврейских общин Южного Дагестана, а также узнать ранее неизвестные факты о жизни и судьбе их представителей.


1 ряд 2 фото.jpg  1 ряд 3 фото.jpg
                                      

Самое активное участие в работе эпиграфического отряда принял исполнительный директор фонда СТМЭГИ Д.И.Данилов.

2 ряд 1 фото.jpg  2 ряд 2 фото.jpg  2 ряд 3 фото.PNG  


Участники этнографического потока записывали интервью у представителей горско-еврейской общины и нееврейского населения Дербента и с. Нюгди (руководители направления: канд.ист.н. Е. Капустина и С. Амосова). Всего было записано более 50 аудио и видео интервью (более 80 часов записи) с людьми 1920–1950-ых гг.р. на русском и джуури, сфотографированы различные предметы быта, религиозные объекты, собраны документы и фотографии из семейных архивов. 
Интервью проводились на основании подробного опросника, составленного С. Амосовой – он включал комплекс вопросов, посвященных истории дербентской еврейской общины и помещению ее в более широкий контекст истории еврейских общин постсоветского пространства,  вопросы об основных праздниках, обрядах жизненного цикла, религиозных правилах и т.д. В ходе работы интервьюеры нередко выходили за пределы вышеназванных тем, что позволило получить много дополнительной информации.

3 ряд 1 фото.jpg  3 ряд 2 фото.JPG  3 ряд 3 фото.JPG

В ходе сбора материала были записаны этнографические особенности еврейских праздников в Дербенте (Нисоно (Песаха), Сорони (9 Ава), Шавуота (Асальта) и осенних праздников). Интерес представляют особенности соблюдения кашрута в общине, а также организация изготовления и распространения ритуальной пищи. Так, участники экспедиции сфотографировали печь и машинку для изготовления мацы, записали информацию о современных практиках забоя скота, о рефлексии информантов о кошерном вине и т.д. Были зафиксированы особенности свадебного обряда (в частности разделение на свадьбу жениха и невесты, подготовку приданого и др.,были записаны подробные описания хупы (мера) и сфотографированы ктубы разного времени (1970-ых, 1990-ых), описания похоронного и поминального обрядов, традиция имянаречения и ее трансформация в советское время. Особенно яркими были рассказы о сглазах и оберегах от него.

4 ряд 1 фото.jpg  4 ряд 2 фото.jpg

Большое количество информации было получено о религиозной жизни дербентской еврейской общины в советское время и в настоящий момент. Яркой особенностью может считаться и специфическая этно-религиозная система, сложившаяся в Дербенте, важным компонентом которой была и до сих пор остается горско-еврейская община. Была зафиксирована интересная информация о межэтнических и межрелигиозных отношениях в Дербенте в разные исторические периоды (включая современную ситуацию). Особое внимание было уделено особенности отношений горских евреев к ашкеназским евреям, а также представителям других этнических общин города (азербайджанцам, русским, армянам, лезгинам, табасаранцам) и межэтническим бракам. 

5 ряд 1 фото.jpg  5 ряд 2 фото.jpg

Одной из значимых тем в интервью была тема идентичности горских евреев в прошлом и настоящем (определения себя как горских евреев, татов и пр.), судьба языка джуури. Важным моментом в работе группы была фиксация воспоминания о жизни сельских евреев в Нюгди, на данный момент это село является единственным, где до сих пор проживает несколько еврейских семей. Помимо этого интерес представляет память членов общины о сельском происхождении их родителей, стереотипы о разных еврейских селах (в большинстве которых евреи уже не живут), рефлексия о том, в какой степени евреи этих сел включены в общий контекст кавказской горской культуры.

5 ряд 3 фото.JPG  

Кроме того, участникам экспедиции удалось понаблюдать культурную и религиозную жизнь современной горско-еврейской общины: побывать на экскурсии и шаббатней молитве в синагоге, еврейском музее и еврейском кладбище города Дербента, побеседовать с редактором еженедельной газеты «Ватан» на джуури, побывать на репетиции горско-еврейского театра. 

6 ряд 1 фото.JPG  6 ряд 2 фото.JPG  

6 ряд 3 фото.jpg

На открытии школы-экспедиции состоялся показ и обсуждение документального фильма  Ирины Михайловой «На родине предков» об истории и современности 10 дагестанских сел, в которых проживали горские евреи.  В рамках школы-экспедиции был также прочитан ряд пленарных лекций, вызвавший интерес не только у исследователей – участников экспедиции, но и местных жителей, представителей горско-еврейской общины и культурных учреждений Дербента:
"Дагестан. В чем специфика?" и "Ислам, национализм, традиционализм в постсоветский период" (Е. Капустина)
"Архивы рава Яакова Ицхаги в Израиле" (К.Шалем)
"Еврейский похоронный ритуал и траурные дни: законы и традиции " (С.Амосова, А.Фишель)
«Еврейские надгробные памятники Южного Дагестана: исторический и культурный контекст» (Н.Кашовская)

7 ряд 1 фото.jpg  7 ряд 2 фото.JPG  7 ряд 3 фото.JPG


Живое обсуждение вызвал круглый стол на тему «Современная горско-еврейская община», в котором самое активное участие приняли также и приглашенные участники: проф.Г. Сеидова, д-р И. Семёнов, Д. Данилов, И.Михайлова, В.Михайлов, К.Мосесова, Л.Манахимов.

  8 ряд 2 фото.JPG 8 ряд 1 фото.PNG  8 ряд 3 фото.JPG

После обработки материалов экспедиции и окончании работ по геодезической съемке кладбищ, карты и каталоги кладбищ, интервью и их расшифровки появятся в открытом доступе на сайте базы данных полевых исследований Центра «Сэфер» SFIRA. Участники экспедиции готовят также научные доклады и статьи и думают над дальнейшим развитием проекта. 

9 ряд 1 фото.JPG  9 ряд 2 фото.jpg  9 ряд 3 фото.JPG


2018-08-26 12-38-57.JPG

Возврат к списку