«Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» 2-4 декабря 2009 года 

Международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции»

2–4 декабря 2009 г. в Институте славяноведения РАН в Москве прошла международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции». Организаторы: Центр «Сэфер», Институт славяноведения Российской академии наук (РАН) при финансовой поддержке Джойнт.

Конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» стала уже тринадцатой (таким образом, это возраст зрелости проекта – бар мицвы, чем в значительной степени и обусловлен выбор темы) в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над многолетним международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», посвященным сравнительному изучению еврейской и славянской культур.

В рамках конференции «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» обсуждалась категория возраста как культурного концепта, диалог поколений в рамках традиционных верований и обрядов, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода» (rites de passage), связанные c возрастными периодами, конфликты поколений, антропологию эмоций в межпоколенческом контексте и т.п. Рассмотрение данной тематики на материале славянских и еврейской культур призвано осветить как уникальные, специфические черты каждой из традиций, так и примеры взаимодействия культур.

Язык конференции – русский, английский языки . Материалы конференции предполагается опубликовать (на том языке, на котором они будут представлены). Регламент выступления – 20 минут.

Программа

2 декабря, среда

11.00 – 13.00 Утреннее заседание. Открытие Конференции
Ведущие: Аркадий Ковельман, Владимир Петрухин
Михаил Гринберг (Иерусалим). Презентация новых изданий издательства «Гешарим – Мосты культуры»
Борух Горин (Москва). Презентация новых изданий издательства «Книжники»
Аркадий Ковельман (Москва), Ури Гершович (Иерусалим). Молодые священники и ученики мудрецов (Бавли Назир и Тамид)
Елена Федотова (Москва). «Сын старости» – «сын моего горя»: Вениамин и братья
Михаил Вогман (Москва). Разрыв и преемственность поколений в еврейских и славянских жизнеописаниях Моисея
Владимир Петрухин (Москва). «Преступиша сынове Хамови на землю Сифову»: об одной «ошибке» в Повести временных лет

13.00 – 14.00 Перерыв на обед

14.00 – 18.00 Вечернее заседание
Ведущая: Елена Сморгунова
Ирина Качинская (Москва). Старый да малый: половозрастная стратификация и термины родства в архангельских говорах
Елена Казакова (Екатеринбург). Диалог поколений в метаязыковой рефлексии диалектоносителей
Александра Семенова (Москва). Диалог поколений в зеркале кашубского языка (на материале литературы)
Елена Сморгунова (Москва). Возраст: младость – старость – в русских пословицах, сонниках и Агаде

Перерыв: 15 мин.
Ведущая: Ольга Фролова
Вера Сурво, Арно Сурво (Хельсинки). Верхний Олонец – новые традиции
Ольга Фролова (Москва). Представление о родовом проклятии в книжной и устной традиции
Евгения Хаздан (Санкт-Петербург). «A brivele der mamen» – от поколения к поколению (презентация)
Леонид Кацис (Москва). Поколения Пастернаков

Grochowska Ewa (Warsaw). Mechanism of the transmission of musical tradition between generations (представлен текст)

3 декабря, четверг

10.30 – 14.00 Утреннее заседание
Ведущая: Ольга Белова
Мария Каспина (Москва). Передача традиции в устных рассказах евреев Хотина (презентация)
Ольга Белова (Москва). "Бабушкины сказки": диалог поколений в еврейских семейных рассказах (по материалам экспедиций в Брянскую и Черновицкую области)

Наталья Галкина (Москва). Приказание: от еврейской молитвы к славянскому оберегу (презентация)
Элина Иоффе (Москва). Еврейские похороны вчера и сегодня: устные рассказы жителей Ивано-Франковской области (презентация)
Галина Кабакова (Париж). Механизмы передачи магического знания сегодня (по материалам экспедиций на север Вологодской области) (представлен текст)
Александр Чувьюров (Санкт-Петербург). Категория возраста в таинстве крещения коми старообрядцев-беспоповцев: окрещаемый/наставник – локальные и конфессиональные особенности
Перерыв 15 мин.
Ведущая: Елена Носенко-Штейн

Елена Носенко-Штейн (Москва). «Невстреча» поколений: что объединяет пожилых и молодых людей еврейского происхождения в России в наши дни (презентация)
Наталья Евсеенко (Санкт-Петербург). Отцы и деды: разница поколений в подходе к современной еврейской традиции (случаи Украины и Греции)
Светлана Амосова, Светлана Николаева (Санкт-Петербург). Смена имени в еврейской среде в советский и постсоветский период
Игорь Семенов (Махачкала). Традиция имянаречения у горских евреев: изменения последних десятилетий

14:00 – 15:00 Перерыв на обед

15.15 (отъезд): коллективный поход на Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction №11 (Центральный Дом Художника, Крымский вал, д. 10, ст. метро «Октябрьская»)

4 декабря, пятница

10.00 – 13.30 Утреннее заседание
Ведущий: Евгений Рашковский
Галина Элиасберг (Москва). «Отцы» и «дети»: конфликт и диалог в произведениях русско-еврейской и еврейской драматургии рубежа XIX–XX вв.
Ася Вайсман (Москва). Страдания молодого маскила: возрастные кризисы еврейского просветителя

Виктория Мочалова (Москва). «Отцы и дети» по-еврейски (проза С. Ан-ского)
Перерыв 10 мин.
Юлия Клочкова (Екатеринбург). Проблема поколений в литературных "городках": территория согласия или поле битвы (на примере повести Ш. Аша "Наш городок", пьесы Т. Уайлдера "Мой городок" и "Мелкий бес" Ф. Сологуба)

Евгений Рашковский (Москва). «Петр Плаксин» Юлиана Тувима: польско-русско-еврейская кукольная мистерия
Элина Васильева (Даугавпилс). Дети и родители в романе Ф. Горенштейна «Псалом» (еврейская и славянская составляющая)
Елена Римон (Иерусалим). Диалог поколений в ивритском и бенгальском романе: «Закон и жизнь» Р.А. Браудеса и 'Гора' Р. Тагора (представлен текст)

13.30 – 14.30 Перерыв на обед

14.30 – 18.00 Вечернее заседание:
Ведущая: Виктория Мочалова

Сирил Асланов (Иерусалим). Означает ли смерть еврейских языков провал в передаче еврейской традиции между поколениями? Does the death of Jewish languages speak for a failure in transgenerational transmission?
Хаим Бен Яаков (Иерусалим). Новые церемонии – вступление в монастырское братство и бар мицва, суть отношения к статусу ребенка и переход к взрослости
Александр Шапиро (Москва). Проблема родительско-детских взаимоотношений в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Вячеслав Лихачев (Киев), Зеэв Ханин (Иерусалим), Алек Эпштейн (Иерусалим). Между бабушкой и учительницей: значим ли диалог поколений в формировании памяти о Холокосте еврейской молодежи современной России и Украины?
Christine Chiriac (Румыния).The Concept of Age, the Dialogue of Generations and Cultures Reflected in the Print Media. A Comparative Analysis of the Newspapers of Jewish, German and Russian Minorities in Romania (представлен текст)
Перерыв 10 мин.

Ведущий: Андрей Мороз
Варвара Добровольская (Москва). «Еврейский папа», «настоящая еврейская бабушка», «обыкновенный гениальный еврейский ребенок»: семья глазами русских и евреев
Даниил Капцан (Екатеринбург). Проблема трансформации этнокультурного самосознания в парадигме еврейской коммуникации на примере нескольких поколений современной еврейской семьи
Андрей Мороз (Москва). Передача колдовства в севернорусской фольклорной традиции
Михаил Алексеевский (Москва). «Чтобы люди помнили»: причитания о плохом муже в народной культуре
Подведение итогов конференции

Фуршет

 
20.02.2012

Вручение гранта имени профессора Юджина Винера 2012

Грант имени профессора Юджина Винера           (1933–2003)

  Раввин и профессор Юджин Винер был блистательной личностью с яркой судьбой. Он родился в Америке, в семье, корни которой находились в Восточной Европе (в Украине и Вильно), рос в Нью-Йорке и Майами Бич, окончил Еврейскую теологическую семинарию Америки (JTSA) и Колумбийский университет, в 1969 г. вместе с семьей – женой Анитой и двумя малолетними сыновьями – Дэниелом и Дэвидом – совершил алию, был капитаном Армии Обороны Израиля, в которой прослужил 18 лет, преподавал социологию в университете Хайфы, где студенты в течение нескольких лет присуждали ему звание лучшего преподавателя, публиковал научные труды, в том числе – и в соавторстве с женой Анитой .
  Юджин много сделал для развития иудаики в постсоветских странах, когда в течение нескольких лет (1996–1999) работал в Москве в качестве руководителя специальных проектов Американского объединённого еврейского распределительного комитета («Джойнт»). Он оказывал многостороннюю поддержку академическим программам по иудаике, был членом Международного совета Центра «Сэфер».
  Вместе с Юджином в Москве работала и Анита Винер (результатом этого явилась, в частности, ее книга «Обновление: воссоединение советского еврейства с еврейским народом. Десятилетие деятельности Американского объединённого еврейского распределительного комитета в бывшем Советском Союзе. 1988–1998» .
   После безвременной кончины профессора Винера коллеги, объединяемые Центром «Сэфер», создали сборник, посвящённый его памяти, куда вошли и его собственные работы, и воспоминания о нём, и статьи исследователей из Израиля, США, России, Украины, Белоруссии (содержание издания см. ниже, обзор издания от А. Бобровского, ЕАЕК).
   Его вдова, д-р Анита Винер учредила в память о покойном муже грант его имени, призванный продолжить его начинания, способствовать исследовательской, научной, преподавательской деятельности в сфере иудаики в странах СНГ и Балтии.
  Этот грант ежегодно вручается на конференциях «Сэфера», за прошедшие годы его получателями были:
2005 – Александр Владимиров (Москва), Татьяна Проц (Киев);
2006 – Александр Локшин (Москва), Илья Баркусский (Москва);
2007 – Рашид Капланов (Москва), Екатерина Цибульская (Киев);
2008 – Михаил Вогман (Москва), Олеся Шайдук (Санкт-Петербург)
2009 – Александр Безаров (Черновцы), Тамара Жук (Киев), Юрий Корогодский (Киев), Владимир Любченко (Киев), Ольга Минкина (Санкт-Петербург), Игорь Муратов (Минск), Игорь Туров (Киев), Илья Яблоков (Томск);
2010 – Лилия Кальмина (Улан-Удэ), Светлана Колода (Горловка), Александра Полян (Москва);
2011 – Елена Носенко-Штейн (Москва), Максим Гаммал (Москва).

Фотографии вручений и лауреатов гранта имени Юджина Винера опубликованы в нашей Фотогалерее.

   Центр «Сэфер» благодарит Аниту Винер за эту ценную поддержку исследований в области иудаики и университетского преподавания, и поздравляет получивших грант имени профессора Юджина Винера в 2012 году.

Лауреаты гранта имени профессора Юджина Винера 2012

Константин Бондарь
 (Харьков)
Юргита Вербицкене
(Вильнюс)
Галина Синило (Минск) Полина Скородумова (Москва) Инна Соркина (Гродно)




Professor Eugene Weiner Memorial Volume

Проблемы еврейского самосознания. Ред. К. Бурмистров, А. Винер, Р. Капланов, В.  Мочалова. Москва: Центр научных работников и преподавателей в вузах «Сэфер», Дом еврейской книги, 2004. 224 с .

Редколлегия

Анита Винер, Константин Бурмистров, Рашид Капланов, Виктория Мочалова

 Содержание

От редколлегии

Eugene C. Weiner Rosh Hashanah 1994

Eugene C. Weiner, David A. Weiner The End as Beginning:

The Contribution of the Death of the Martyr to Group Formation Process

***

Simha Fishbane (New Year). Hear No Evil, Speak No Evil, See No Evil

The Physically Handicapped in the Mishnah

Джейкоб Ньюснер (Аннандейл, Нью-Йорк) Начиная заново: чему должны научиться русские евреи у своих американских братьев.

Джейкоб Ньюснер (Аннандейл, Нью-Йорк) Создание научной традиции в еврейском образовании

Олег Хазанов (Томск). Поиски релевантных моделей модернизации национально-исторического сознания в иудаизме и индуизме в контексте социокультурной динамики XIX-XX вв.: опыт компаративистского анализа

Ольга Соболевская (Гродно). Социальное и индивидуальное в мире еврейской культуры: Белоруссия, конец XVIII – первая половина XIX в.

Ирина Еленская (Брест). Урбанизация еврейского населения Белоруссии. Первая половина ХХ века.

Михаэль Бейзер (Иерусалим). Самуил Ефимович Любарский. Портрет замдиректора “Агро-Джойнта”

Владимир Собкин, Александр Владимиров (Москва). Межнациональные различия в репродуктивных установках русских и еврейских студентов

Светлана Мутерперель (Москва). Этническая идентичность и толерантность в подростковой субкультуре

Ирина Масюкова (Москва). Закон о возвращении: прошлое и настоящее (проблемы адаптации смешанных русскоязычных семей в Израиле).

Виктория Мочалова (Москва). Роль академических программ по иудаике в самоидентификации постсоветского еврейства

Татьяна Емельяненко (Санкт-Петербург). Некоторые аспекты этнической адаптации бухарских евреев: традиционная хозяйственная деятельность

Евгений Баккал (Севастополь). История создания и деятельность караимского национально-культурного общества в Севастополе в период 90-х годов XX века-начало XXI в.

***

Anita Weiner (Haifa) Remembering Eugene Weiner in Russia

Анита Винер (Хайфа) Юджин Винер в России. Воспоминания

Jonathan Porath (Jerusalem) Reminiscences of Gene

Ольга Фролова (Москва) Уроки русского - уроки иврита

Aliza Shenhar (Haifa)

Возврат к списку