«Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» 2-4 декабря 2009 года 

Международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции»

2–4 декабря 2009 г. в Институте славяноведения РАН в Москве прошла международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции». Организаторы: Центр «Сэфер», Институт славяноведения Российской академии наук (РАН) при финансовой поддержке Джойнт.

Конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» стала уже тринадцатой (таким образом, это возраст зрелости проекта – бар мицвы, чем в значительной степени и обусловлен выбор темы) в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над многолетним международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», посвященным сравнительному изучению еврейской и славянской культур.

В рамках конференции «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» обсуждалась категория возраста как культурного концепта, диалог поколений в рамках традиционных верований и обрядов, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода» (rites de passage), связанные c возрастными периодами, конфликты поколений, антропологию эмоций в межпоколенческом контексте и т.п. Рассмотрение данной тематики на материале славянских и еврейской культур призвано осветить как уникальные, специфические черты каждой из традиций, так и примеры взаимодействия культур.

Язык конференции – русский, английский языки . Материалы конференции предполагается опубликовать (на том языке, на котором они будут представлены). Регламент выступления – 20 минут.

Программа

2 декабря, среда

11.00 – 13.00 Утреннее заседание. Открытие Конференции
Ведущие: Аркадий Ковельман, Владимир Петрухин
Михаил Гринберг (Иерусалим). Презентация новых изданий издательства «Гешарим – Мосты культуры»
Борух Горин (Москва). Презентация новых изданий издательства «Книжники»
Аркадий Ковельман (Москва), Ури Гершович (Иерусалим). Молодые священники и ученики мудрецов (Бавли Назир и Тамид)
Елена Федотова (Москва). «Сын старости» – «сын моего горя»: Вениамин и братья
Михаил Вогман (Москва). Разрыв и преемственность поколений в еврейских и славянских жизнеописаниях Моисея
Владимир Петрухин (Москва). «Преступиша сынове Хамови на землю Сифову»: об одной «ошибке» в Повести временных лет

13.00 – 14.00 Перерыв на обед

14.00 – 18.00 Вечернее заседание
Ведущая: Елена Сморгунова
Ирина Качинская (Москва). Старый да малый: половозрастная стратификация и термины родства в архангельских говорах
Елена Казакова (Екатеринбург). Диалог поколений в метаязыковой рефлексии диалектоносителей
Александра Семенова (Москва). Диалог поколений в зеркале кашубского языка (на материале литературы)
Елена Сморгунова (Москва). Возраст: младость – старость – в русских пословицах, сонниках и Агаде

Перерыв: 15 мин.
Ведущая: Ольга Фролова
Вера Сурво, Арно Сурво (Хельсинки). Верхний Олонец – новые традиции
Ольга Фролова (Москва). Представление о родовом проклятии в книжной и устной традиции
Евгения Хаздан (Санкт-Петербург). «A brivele der mamen» – от поколения к поколению (презентация)
Леонид Кацис (Москва). Поколения Пастернаков

Grochowska Ewa (Warsaw). Mechanism of the transmission of musical tradition between generations (представлен текст)

3 декабря, четверг

10.30 – 14.00 Утреннее заседание
Ведущая: Ольга Белова
Мария Каспина (Москва). Передача традиции в устных рассказах евреев Хотина (презентация)
Ольга Белова (Москва). "Бабушкины сказки": диалог поколений в еврейских семейных рассказах (по материалам экспедиций в Брянскую и Черновицкую области)

Наталья Галкина (Москва). Приказание: от еврейской молитвы к славянскому оберегу (презентация)
Элина Иоффе (Москва). Еврейские похороны вчера и сегодня: устные рассказы жителей Ивано-Франковской области (презентация)
Галина Кабакова (Париж). Механизмы передачи магического знания сегодня (по материалам экспедиций на север Вологодской области) (представлен текст)
Александр Чувьюров (Санкт-Петербург). Категория возраста в таинстве крещения коми старообрядцев-беспоповцев: окрещаемый/наставник – локальные и конфессиональные особенности
Перерыв 15 мин.
Ведущая: Елена Носенко-Штейн

Елена Носенко-Штейн (Москва). «Невстреча» поколений: что объединяет пожилых и молодых людей еврейского происхождения в России в наши дни (презентация)
Наталья Евсеенко (Санкт-Петербург). Отцы и деды: разница поколений в подходе к современной еврейской традиции (случаи Украины и Греции)
Светлана Амосова, Светлана Николаева (Санкт-Петербург). Смена имени в еврейской среде в советский и постсоветский период
Игорь Семенов (Махачкала). Традиция имянаречения у горских евреев: изменения последних десятилетий

14:00 – 15:00 Перерыв на обед

15.15 (отъезд): коллективный поход на Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction №11 (Центральный Дом Художника, Крымский вал, д. 10, ст. метро «Октябрьская»)

4 декабря, пятница

10.00 – 13.30 Утреннее заседание
Ведущий: Евгений Рашковский
Галина Элиасберг (Москва). «Отцы» и «дети»: конфликт и диалог в произведениях русско-еврейской и еврейской драматургии рубежа XIX–XX вв.
Ася Вайсман (Москва). Страдания молодого маскила: возрастные кризисы еврейского просветителя

Виктория Мочалова (Москва). «Отцы и дети» по-еврейски (проза С. Ан-ского)
Перерыв 10 мин.
Юлия Клочкова (Екатеринбург). Проблема поколений в литературных "городках": территория согласия или поле битвы (на примере повести Ш. Аша "Наш городок", пьесы Т. Уайлдера "Мой городок" и "Мелкий бес" Ф. Сологуба)

Евгений Рашковский (Москва). «Петр Плаксин» Юлиана Тувима: польско-русско-еврейская кукольная мистерия
Элина Васильева (Даугавпилс). Дети и родители в романе Ф. Горенштейна «Псалом» (еврейская и славянская составляющая)
Елена Римон (Иерусалим). Диалог поколений в ивритском и бенгальском романе: «Закон и жизнь» Р.А. Браудеса и 'Гора' Р. Тагора (представлен текст)

13.30 – 14.30 Перерыв на обед

14.30 – 18.00 Вечернее заседание:
Ведущая: Виктория Мочалова

Сирил Асланов (Иерусалим). Означает ли смерть еврейских языков провал в передаче еврейской традиции между поколениями? Does the death of Jewish languages speak for a failure in transgenerational transmission?
Хаим Бен Яаков (Иерусалим). Новые церемонии – вступление в монастырское братство и бар мицва, суть отношения к статусу ребенка и переход к взрослости
Александр Шапиро (Москва). Проблема родительско-детских взаимоотношений в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Вячеслав Лихачев (Киев), Зеэв Ханин (Иерусалим), Алек Эпштейн (Иерусалим). Между бабушкой и учительницей: значим ли диалог поколений в формировании памяти о Холокосте еврейской молодежи современной России и Украины?
Christine Chiriac (Румыния).The Concept of Age, the Dialogue of Generations and Cultures Reflected in the Print Media. A Comparative Analysis of the Newspapers of Jewish, German and Russian Minorities in Romania (представлен текст)
Перерыв 10 мин.

Ведущий: Андрей Мороз
Варвара Добровольская (Москва). «Еврейский папа», «настоящая еврейская бабушка», «обыкновенный гениальный еврейский ребенок»: семья глазами русских и евреев
Даниил Капцан (Екатеринбург). Проблема трансформации этнокультурного самосознания в парадигме еврейской коммуникации на примере нескольких поколений современной еврейской семьи
Андрей Мороз (Москва). Передача колдовства в севернорусской фольклорной традиции
Михаил Алексеевский (Москва). «Чтобы люди помнили»: причитания о плохом муже в народной культуре
Подведение итогов конференции

Фуршет

 
25.06.2012

Круглый стол "На перекрестке цивилизаций: евреи и мусульмане"

Именно так назывался круглый стол, организованный 19 июня 2012 года на кафедре религиоведения Казанского федерального университета Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер». Обсудить еврейско-мусульманские отношения в исторической перспективе и на современном этапе в области теологических вопросов, опыта многовекового совместного проживания, диалога цивилизаций поставили целью организаторы мероприятия.

Открывая работу круглого стола, заведующий кафедрой религиоведения КФУ Валентин Королев отметил, что сейчас все чаще в научном дискурсе доминирует парадигма межрелигиозного диалога, что теологи и философы разных конфессий ищут пути по обсуждению общих ценностей, чем различий.

Продолжая эту мысль, еврейский философ Илья Дворкин отметил, что взаимовлияния ислама и иудаизма можно найти на примере суфизма и хасидизма. «Нередким были случаи, когда у мусульманских ученых прошлого были ученики-евреи, и у еврейских мистиков присутствовали мусульманские последователи», - высказался Дворкин.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов добавил, что институт цадиков в хасидизме и шейхов в суфизме очень похожи. Ученый отметил, что принцип «люди Писания», заложенный в исламе и распространяемый на иудеев и христиан, привел к тому, что в средние века именно мусульманские страны были тем местом, где евреи чувствовали себя комфортно. «Известно, что когда в ходе Реконкисты Испанию покидали евреи, их принял турецкий султан со словами: «Я благодарен испанскому королю за то, что он дал мне таких верных и хороших подданных». Именно после этого в Стамбуле, Измире и Салониках появились значительные сефардские еврейские общины», - отметил эксперт.

Директор школы №12 Ольга Трупп рассказала о «феномене Казанской еврейской школы» - учебном заведении, расположенном в Старо-Татарской слободе. Школа №12 с еврейским этнокультурным компонентом является многонациональном, где порядка 25% школьников составляют дети из мусульманских (татарских) семей. «Когда к нам приводят татарские родители своих детей, я им сообщаю, что школа у нас, так сказать, еврейская. Однако это не смущает татар, и они нам отвечают: «Евреи своих детей плохому не научат, поэтому мы и отдаем в Вашу школу своего ребенка», - сообщила Ольга Львовна. Присутствовавшие на круглом столе ученицы школы, в том числе и татарки, подтвердили, что они спокойно учатся в еврейской школе, рады этому и ни разу у них не возникала вопроса о религиозной дискриминации.

Казанский философ Владимир Юринов считает, что еврейско-мусульманский диалог в средние века был взаимообогащующ для обеих сторон. «Могла бы возникнуть школа  еврейского гения Маймонида (1135-1204), если бы она находилась не в мусульманской стране, а где-то на Западе?» - задался вопросом ученый.

В ходе дискуссии была поднята проблема введения основ религиозных культур и светской этики в школьное образование. Выяснились интересные факты. В частности, Валентин Королев привел такую статистику, что в Белгородской области, где ввели этот предмет экспериментально, 80% родителей школьников выступило за преподавание «Основ светской этики», т.е. фактически курса для атеистов. Ольга Трупп сказала, что в еврейской школе Казани все родители выбрали предмет «Основы мировых религий», т.е. никто не стал выбирать какую-то отдельную религию.

Гузель Максютова,

газета «Умма», №52, 22 июня 2012 года


Фотоальбом круглого стола по ссылке

Возврат к списку