«Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» 2-4 декабря 2009 года 

Международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции»

2–4 декабря 2009 г. в Институте славяноведения РАН в Москве прошла международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции». Организаторы: Центр «Сэфер», Институт славяноведения Российской академии наук (РАН) при финансовой поддержке Джойнт.

Конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» стала уже тринадцатой (таким образом, это возраст зрелости проекта – бар мицвы, чем в значительной степени и обусловлен выбор темы) в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над многолетним международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», посвященным сравнительному изучению еврейской и славянской культур.

В рамках конференции «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» обсуждалась категория возраста как культурного концепта, диалог поколений в рамках традиционных верований и обрядов, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода» (rites de passage), связанные c возрастными периодами, конфликты поколений, антропологию эмоций в межпоколенческом контексте и т.п. Рассмотрение данной тематики на материале славянских и еврейской культур призвано осветить как уникальные, специфические черты каждой из традиций, так и примеры взаимодействия культур.

Язык конференции – русский, английский языки . Материалы конференции предполагается опубликовать (на том языке, на котором они будут представлены). Регламент выступления – 20 минут.

Программа

2 декабря, среда

11.00 – 13.00 Утреннее заседание. Открытие Конференции
Ведущие: Аркадий Ковельман, Владимир Петрухин
Михаил Гринберг (Иерусалим). Презентация новых изданий издательства «Гешарим – Мосты культуры»
Борух Горин (Москва). Презентация новых изданий издательства «Книжники»
Аркадий Ковельман (Москва), Ури Гершович (Иерусалим). Молодые священники и ученики мудрецов (Бавли Назир и Тамид)
Елена Федотова (Москва). «Сын старости» – «сын моего горя»: Вениамин и братья
Михаил Вогман (Москва). Разрыв и преемственность поколений в еврейских и славянских жизнеописаниях Моисея
Владимир Петрухин (Москва). «Преступиша сынове Хамови на землю Сифову»: об одной «ошибке» в Повести временных лет

13.00 – 14.00 Перерыв на обед

14.00 – 18.00 Вечернее заседание
Ведущая: Елена Сморгунова
Ирина Качинская (Москва). Старый да малый: половозрастная стратификация и термины родства в архангельских говорах
Елена Казакова (Екатеринбург). Диалог поколений в метаязыковой рефлексии диалектоносителей
Александра Семенова (Москва). Диалог поколений в зеркале кашубского языка (на материале литературы)
Елена Сморгунова (Москва). Возраст: младость – старость – в русских пословицах, сонниках и Агаде

Перерыв: 15 мин.
Ведущая: Ольга Фролова
Вера Сурво, Арно Сурво (Хельсинки). Верхний Олонец – новые традиции
Ольга Фролова (Москва). Представление о родовом проклятии в книжной и устной традиции
Евгения Хаздан (Санкт-Петербург). «A brivele der mamen» – от поколения к поколению (презентация)
Леонид Кацис (Москва). Поколения Пастернаков

Grochowska Ewa (Warsaw). Mechanism of the transmission of musical tradition between generations (представлен текст)

3 декабря, четверг

10.30 – 14.00 Утреннее заседание
Ведущая: Ольга Белова
Мария Каспина (Москва). Передача традиции в устных рассказах евреев Хотина (презентация)
Ольга Белова (Москва). "Бабушкины сказки": диалог поколений в еврейских семейных рассказах (по материалам экспедиций в Брянскую и Черновицкую области)

Наталья Галкина (Москва). Приказание: от еврейской молитвы к славянскому оберегу (презентация)
Элина Иоффе (Москва). Еврейские похороны вчера и сегодня: устные рассказы жителей Ивано-Франковской области (презентация)
Галина Кабакова (Париж). Механизмы передачи магического знания сегодня (по материалам экспедиций на север Вологодской области) (представлен текст)
Александр Чувьюров (Санкт-Петербург). Категория возраста в таинстве крещения коми старообрядцев-беспоповцев: окрещаемый/наставник – локальные и конфессиональные особенности
Перерыв 15 мин.
Ведущая: Елена Носенко-Штейн

Елена Носенко-Штейн (Москва). «Невстреча» поколений: что объединяет пожилых и молодых людей еврейского происхождения в России в наши дни (презентация)
Наталья Евсеенко (Санкт-Петербург). Отцы и деды: разница поколений в подходе к современной еврейской традиции (случаи Украины и Греции)
Светлана Амосова, Светлана Николаева (Санкт-Петербург). Смена имени в еврейской среде в советский и постсоветский период
Игорь Семенов (Махачкала). Традиция имянаречения у горских евреев: изменения последних десятилетий

14:00 – 15:00 Перерыв на обед

15.15 (отъезд): коллективный поход на Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction №11 (Центральный Дом Художника, Крымский вал, д. 10, ст. метро «Октябрьская»)

4 декабря, пятница

10.00 – 13.30 Утреннее заседание
Ведущий: Евгений Рашковский
Галина Элиасберг (Москва). «Отцы» и «дети»: конфликт и диалог в произведениях русско-еврейской и еврейской драматургии рубежа XIX–XX вв.
Ася Вайсман (Москва). Страдания молодого маскила: возрастные кризисы еврейского просветителя

Виктория Мочалова (Москва). «Отцы и дети» по-еврейски (проза С. Ан-ского)
Перерыв 10 мин.
Юлия Клочкова (Екатеринбург). Проблема поколений в литературных "городках": территория согласия или поле битвы (на примере повести Ш. Аша "Наш городок", пьесы Т. Уайлдера "Мой городок" и "Мелкий бес" Ф. Сологуба)

Евгений Рашковский (Москва). «Петр Плаксин» Юлиана Тувима: польско-русско-еврейская кукольная мистерия
Элина Васильева (Даугавпилс). Дети и родители в романе Ф. Горенштейна «Псалом» (еврейская и славянская составляющая)
Елена Римон (Иерусалим). Диалог поколений в ивритском и бенгальском романе: «Закон и жизнь» Р.А. Браудеса и 'Гора' Р. Тагора (представлен текст)

13.30 – 14.30 Перерыв на обед

14.30 – 18.00 Вечернее заседание:
Ведущая: Виктория Мочалова

Сирил Асланов (Иерусалим). Означает ли смерть еврейских языков провал в передаче еврейской традиции между поколениями? Does the death of Jewish languages speak for a failure in transgenerational transmission?
Хаим Бен Яаков (Иерусалим). Новые церемонии – вступление в монастырское братство и бар мицва, суть отношения к статусу ребенка и переход к взрослости
Александр Шапиро (Москва). Проблема родительско-детских взаимоотношений в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Вячеслав Лихачев (Киев), Зеэв Ханин (Иерусалим), Алек Эпштейн (Иерусалим). Между бабушкой и учительницей: значим ли диалог поколений в формировании памяти о Холокосте еврейской молодежи современной России и Украины?
Christine Chiriac (Румыния).The Concept of Age, the Dialogue of Generations and Cultures Reflected in the Print Media. A Comparative Analysis of the Newspapers of Jewish, German and Russian Minorities in Romania (представлен текст)
Перерыв 10 мин.

Ведущий: Андрей Мороз
Варвара Добровольская (Москва). «Еврейский папа», «настоящая еврейская бабушка», «обыкновенный гениальный еврейский ребенок»: семья глазами русских и евреев
Даниил Капцан (Екатеринбург). Проблема трансформации этнокультурного самосознания в парадигме еврейской коммуникации на примере нескольких поколений современной еврейской семьи
Андрей Мороз (Москва). Передача колдовства в севернорусской фольклорной традиции
Михаил Алексеевский (Москва). «Чтобы люди помнили»: причитания о плохом муже в народной культуре
Подведение итогов конференции

Фуршет

 
16.08.2013

В г. Биржай состоялась школа-экспедиция по еврейской этнографии и эпиграфике


5-12 августа 2013 г. состоялась школа-экспедиция по еврейской этнографии и эпиграфике в г. Биржай (Литва). Школа была организована Центром Сэфер совместно с Центром по изучению культуры и истории восточноевропейских евреев (Вильнюс) и Биржайской школой «Aušros». Финансовую поддержку проекту оказывали благотворительные фонды: Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), UJA Federation of NY, JAFI, The virtual Litvak cemetery catalogue “Maceva”, Департамент культурного наследия Министерства культуры Литвы. Огромную помощь в организации школы оказала и мэрия Биржайского района и лично мэр, г-жа Irute Varziene.

Кроме того, уже третий год подряд на еврейском кладбище г. Биржай накануне 8 августа (день расстрела Биржайского гетто в 1941 г.) работают немецкие волонтеры из христианско-еврейского общества и протестантской церкви г. Липпе, Marianne-Weber-Gymnasium, г. Лемго (земля Северный Рейн-Вестфалия) и литовские школьники. Без самоотверженного труда немецких волонтеров и биржайских школьников работа наших эпиграфистов на еврейском кладбище продвигалась бы значительно медленнее.

В школе приняло участие 27 человек: студентов, аспирантов, молодых исследователей из Белоруссии (Минск), Литвы (Вильнюс, Клайпеда), России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижнекамск).

Участники школы делились на две группы: команду этнографов (10 человек) возглавляла О.В. Белова (д.ф.н., Институт славяноведения РАН, Москва), группу эпиграфистов (13 человек) – М. Гордон (преподаватель идиша Международный еврейский институт экономики, финансов и права, Санкт-Петербург) и Т. Соломатина (преподаватель иврита в ульпане "Сохнута" Санкт-Петербурга).

За время работы школы этнографам удалось записать интервью с 53 информантами и сделать около 50 часов аудио и видеозаписи. Опросы литовского и русского населения г. Биржая и Биржайского района проводились по вопроснику «Этнокультурные стереотипы в народной традиции» (на русском и литовском языках), составленному членами этнографической группы. Большая часть интервью была взята на литовском языке (в команду этнографов специально отбирались литовские студенты и специалисты в области фольклора и этнографии и российские участники, знающие литовский язык или работавшие в районах культурного пограничья). Сейчас в Биржае живет только один еврей – Шефтель Меламед (1926 г.р.), с ним было также проведено интервью, этнографам и лингвистам удалось записать местный диалект идиша.

Эпиграфисты описали около 450 мацев. Кладбище в Биржае является одним из крупнейших еврейских кладбищ в Литве (около 1000 мацев), первые захоронения относятся предположительно к началу XVII в. Основная трудность работы на этом кладбище состояла в том, что значительная часть мацев (видимо, самая ранняя часть кладбища) погребены под землей, либо уже оказались под водами озера Ширвена, к которому примыкает кладбище. Описанные мацевы относились к XVIII-XX в. По словам местных старожилов, на еврейском кладбище хоронили и караимов, однако пока не удалось найти караимских захоронений. Кладбище требует дальнейшего изучения. Мэрия Биржайского района и немецкие волонтеры готовы поддерживать работу на биржайском еврейском кладбище и в будущем году.

Помимо полевой работы, участники школы прослушали лекции по истории и культуре литовских евреев и караимов Ю. Вербицкене (PhD, Виль

нюсский университет и Центр по изучению культуры и истории восточноевропейского еврейства), В.Я. Петрухина (д.и.н., Институт славяноведения РАН, Москва); по фольклорной традиции культурного пограничья О.В. Беловой (д.ф.н., Институт славяноведения РАН, Москва), узнали о Музее истории польских евреев (Варшава) и проекте «Виртуальный штетл» от нашего польского коллеги К. Белявски (Варшава), побывали на экскурсиях по еврейскому Вильнюсу (И. Лемперт), караимскому Тракаю (В.Я. Петрухин, Ю. Вербицкене), Биржаю (М. Юконис и В. Юконис). Биржайский край славится древней традицией приготовления пива (с XI в.), студенты и преподаватели школы с

могли посетить и экскурсию по одному из пивоваренных заводов города.

Во время школы состоялась встреча сэферовской группы с группой немецких волонтеров во главе с преподобным отцом Эрхардом Мише (г. Липпе), на которой поднимались вопросы сохранения исторической памяти, обсуждались результаты работы этнографов и эпиграфистов.

8 августа состоялась церемония в лесу Пакампонис около Биржая, посвященная годовщине расстрела еврейского гетто Биржая. (Во время нацисткой оккупации еврейское гетто в Биржае просуществовало только 13 дней (26 июля – 8 августа 1941 г.), 8 августа в лесу Пакампонис было расстреляно 2 400 евреев.) Участники сэферовской школы, литовские школьники, немецкие волонтеры, администрация и общественность г. Биржая приняли участие в церемонии. На церемонии выступили глава лютеранской церкви Биржая, главный раввин г. Вильнюса, представители биржайской общественности, посол Германии в Литве. После церемонии в замке Радзивиллов участники церемонии

и жители города Биржая выслушали речи представителей литовской общественности, немецких волонтеров, Центра Сэфер (В.Я. Петрухин), посвященные проблемам толерантности и исторической памяти. Вечер памяти завершился концертом клезмеров из Вильнюса и Минска.

На закрытии школы 12 августа выступила мэр Биржайсого района г-жа Irute Varziene, которая в своей очень эмоциональной речи сказала, что Биржай был очень рад принять нашу исследовательскую команду, и сравнила руководителя эпиграфической практики Мотла Гордона с богом, который совершил чудо и открыл биржайцам тайны еврейских мацев.

Школа в Биржае закончилась, однако работа над проектом продолжается. На основе собранных материалов, в следующем году планируется издать сборник по истории еврейского Биржая и его окрестностей.

Фото: И.Копченова

Литовские СМИ о школе

Фотоальбом

Возврат к списку