«Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» 2-4 декабря 2009 года 

Международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции»

2–4 декабря 2009 г. в Институте славяноведения РАН в Москве прошла международная конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции». Организаторы: Центр «Сэфер», Институт славяноведения Российской академии наук (РАН) при финансовой поддержке Джойнт.

Конференция «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» стала уже тринадцатой (таким образом, это возраст зрелости проекта – бар мицвы, чем в значительной степени и обусловлен выбор темы) в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над многолетним международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», посвященным сравнительному изучению еврейской и славянской культур.

В рамках конференции «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» обсуждалась категория возраста как культурного концепта, диалог поколений в рамках традиционных верований и обрядов, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода» (rites de passage), связанные c возрастными периодами, конфликты поколений, антропологию эмоций в межпоколенческом контексте и т.п. Рассмотрение данной тематики на материале славянских и еврейской культур призвано осветить как уникальные, специфические черты каждой из традиций, так и примеры взаимодействия культур.

Язык конференции – русский, английский языки . Материалы конференции предполагается опубликовать (на том языке, на котором они будут представлены). Регламент выступления – 20 минут.

Программа

2 декабря, среда

11.00 – 13.00 Утреннее заседание. Открытие Конференции
Ведущие: Аркадий Ковельман, Владимир Петрухин
Михаил Гринберг (Иерусалим). Презентация новых изданий издательства «Гешарим – Мосты культуры»
Борух Горин (Москва). Презентация новых изданий издательства «Книжники»
Аркадий Ковельман (Москва), Ури Гершович (Иерусалим). Молодые священники и ученики мудрецов (Бавли Назир и Тамид)
Елена Федотова (Москва). «Сын старости» – «сын моего горя»: Вениамин и братья
Михаил Вогман (Москва). Разрыв и преемственность поколений в еврейских и славянских жизнеописаниях Моисея
Владимир Петрухин (Москва). «Преступиша сынове Хамови на землю Сифову»: об одной «ошибке» в Повести временных лет

13.00 – 14.00 Перерыв на обед

14.00 – 18.00 Вечернее заседание
Ведущая: Елена Сморгунова
Ирина Качинская (Москва). Старый да малый: половозрастная стратификация и термины родства в архангельских говорах
Елена Казакова (Екатеринбург). Диалог поколений в метаязыковой рефлексии диалектоносителей
Александра Семенова (Москва). Диалог поколений в зеркале кашубского языка (на материале литературы)
Елена Сморгунова (Москва). Возраст: младость – старость – в русских пословицах, сонниках и Агаде

Перерыв: 15 мин.
Ведущая: Ольга Фролова
Вера Сурво, Арно Сурво (Хельсинки). Верхний Олонец – новые традиции
Ольга Фролова (Москва). Представление о родовом проклятии в книжной и устной традиции
Евгения Хаздан (Санкт-Петербург). «A brivele der mamen» – от поколения к поколению (презентация)
Леонид Кацис (Москва). Поколения Пастернаков

Grochowska Ewa (Warsaw). Mechanism of the transmission of musical tradition between generations (представлен текст)

3 декабря, четверг

10.30 – 14.00 Утреннее заседание
Ведущая: Ольга Белова
Мария Каспина (Москва). Передача традиции в устных рассказах евреев Хотина (презентация)
Ольга Белова (Москва). "Бабушкины сказки": диалог поколений в еврейских семейных рассказах (по материалам экспедиций в Брянскую и Черновицкую области)

Наталья Галкина (Москва). Приказание: от еврейской молитвы к славянскому оберегу (презентация)
Элина Иоффе (Москва). Еврейские похороны вчера и сегодня: устные рассказы жителей Ивано-Франковской области (презентация)
Галина Кабакова (Париж). Механизмы передачи магического знания сегодня (по материалам экспедиций на север Вологодской области) (представлен текст)
Александр Чувьюров (Санкт-Петербург). Категория возраста в таинстве крещения коми старообрядцев-беспоповцев: окрещаемый/наставник – локальные и конфессиональные особенности
Перерыв 15 мин.
Ведущая: Елена Носенко-Штейн

Елена Носенко-Штейн (Москва). «Невстреча» поколений: что объединяет пожилых и молодых людей еврейского происхождения в России в наши дни (презентация)
Наталья Евсеенко (Санкт-Петербург). Отцы и деды: разница поколений в подходе к современной еврейской традиции (случаи Украины и Греции)
Светлана Амосова, Светлана Николаева (Санкт-Петербург). Смена имени в еврейской среде в советский и постсоветский период
Игорь Семенов (Махачкала). Традиция имянаречения у горских евреев: изменения последних десятилетий

14:00 – 15:00 Перерыв на обед

15.15 (отъезд): коллективный поход на Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction №11 (Центральный Дом Художника, Крымский вал, д. 10, ст. метро «Октябрьская»)

4 декабря, пятница

10.00 – 13.30 Утреннее заседание
Ведущий: Евгений Рашковский
Галина Элиасберг (Москва). «Отцы» и «дети»: конфликт и диалог в произведениях русско-еврейской и еврейской драматургии рубежа XIX–XX вв.
Ася Вайсман (Москва). Страдания молодого маскила: возрастные кризисы еврейского просветителя

Виктория Мочалова (Москва). «Отцы и дети» по-еврейски (проза С. Ан-ского)
Перерыв 10 мин.
Юлия Клочкова (Екатеринбург). Проблема поколений в литературных "городках": территория согласия или поле битвы (на примере повести Ш. Аша "Наш городок", пьесы Т. Уайлдера "Мой городок" и "Мелкий бес" Ф. Сологуба)

Евгений Рашковский (Москва). «Петр Плаксин» Юлиана Тувима: польско-русско-еврейская кукольная мистерия
Элина Васильева (Даугавпилс). Дети и родители в романе Ф. Горенштейна «Псалом» (еврейская и славянская составляющая)
Елена Римон (Иерусалим). Диалог поколений в ивритском и бенгальском романе: «Закон и жизнь» Р.А. Браудеса и 'Гора' Р. Тагора (представлен текст)

13.30 – 14.30 Перерыв на обед

14.30 – 18.00 Вечернее заседание:
Ведущая: Виктория Мочалова

Сирил Асланов (Иерусалим). Означает ли смерть еврейских языков провал в передаче еврейской традиции между поколениями? Does the death of Jewish languages speak for a failure in transgenerational transmission?
Хаим Бен Яаков (Иерусалим). Новые церемонии – вступление в монастырское братство и бар мицва, суть отношения к статусу ребенка и переход к взрослости
Александр Шапиро (Москва). Проблема родительско-детских взаимоотношений в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
Вячеслав Лихачев (Киев), Зеэв Ханин (Иерусалим), Алек Эпштейн (Иерусалим). Между бабушкой и учительницей: значим ли диалог поколений в формировании памяти о Холокосте еврейской молодежи современной России и Украины?
Christine Chiriac (Румыния).The Concept of Age, the Dialogue of Generations and Cultures Reflected in the Print Media. A Comparative Analysis of the Newspapers of Jewish, German and Russian Minorities in Romania (представлен текст)
Перерыв 10 мин.

Ведущий: Андрей Мороз
Варвара Добровольская (Москва). «Еврейский папа», «настоящая еврейская бабушка», «обыкновенный гениальный еврейский ребенок»: семья глазами русских и евреев
Даниил Капцан (Екатеринбург). Проблема трансформации этнокультурного самосознания в парадигме еврейской коммуникации на примере нескольких поколений современной еврейской семьи
Андрей Мороз (Москва). Передача колдовства в севернорусской фольклорной традиции
Михаил Алексеевский (Москва). «Чтобы люди помнили»: причитания о плохом муже в народной культуре
Подведение итогов конференции

Фуршет

 
17.02.2014

Cостоялась Московская зимняя школа по иудаике

5–9 февраля 2014 г. состоялась Московская зимняя школа по иудаике (УЦ «Доброе)». Школа организована Центром «Сэфер» и Центром Чейза по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме при поддержке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), Благотворительного Фонда АВИ ХАЙ и Израильского культурного Центра в Москве.

фото1.jpgВ Зимней школе приняло участие 55 студентов, аспирантов и молодых исследователей, в сферу научных интересов которых входят библеистика, еврейская мысль, взаимоотношение евреев и окружающих народов, история евреев Восточной Европы и израилеведение. На школе присутствовало также 5 вольнослушателей. Участники школы были из России (Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнекамска, Нижнего Новгорода, Перми, Иркутска, Северодвинска), Украины (Киева, Днепропетровска, Харькова, Одессы, Ворзеля, Золотоноши, Луганска, Нежина, Шепетовки), Белоруссии (Минска, Гродно, Новополоцка), Латвии (Риги), Польши (Варшавы), Чехии (Праги).

Преподавательский состав школы оказался также международным: были представлены преподаватели из России, Украины, Израиля.

Миникурсы преподавателей делились на 4 потока:

· Классические еврейские тексты и их интерпретация (Михаил Селезнев «Еврейская Библия и ее греческая переинтерпретация», Алексей Лявданский «Пророчество как поэтическое состязание», Реувен Кипервассер «Встреча с Ангелом смерти – нарративный топос в талмудической литературе как средство выражения идей талмудической культуры»)

· История евреев Восточной Европы (Семен Гольдин «Евреи России и Первая война (1914-1917)», Дмитрий Фельдман «Евреи Российской империи в наполеоновских войнах», Владимир Любченко «Евреи-земледельцы Восточной Европы (последняя четверть XVIII – 30-е гг. XX в.»)

· Евреи на перекрестках культур (Виктор Шнирельман «Религия и антисемитизм», Семен Парижский «Воин, мудрец, любовник: идеал маскулинности в средневековой поэзии на иврите», Галина Зеленина «Любовь и ненависть под трибуналом: гендер и коммунальные отношения в маранской общине»)

· Современный Израиль (Зеэв Ханин «Религия, власть и общество в Изариле в начале XXI в.», Евгений Тартаковский «Глобальные миграционные процессы и иммиграционная политика Израиля», Станислав Кожеуров «Проблема представительной демократии на рубеже веков: Израиль в сравнительной перспективе»)

фото2.jpgД-р Зеэв Ханин провел ликбез по ближневосточной политике для слушателей школы: прочитал пленарную лекцию «“Остров Израиль”: между сирийским конфликтом, иранской угрозой и египетской революцией».

Как всегда школа по иудаике не ограничивалась только лекциями: в программе были два бейт-мидраша (литературный – от Алины Полонской «Что нам в них не нравится?» и классический философско-талмудический от Реувена Кипервассера и Сергея Степанищева «Диалектика зрения и его отсутствия»).

Особый интерес вызвал круглый стол на весьма актуальную тему «Переведи меня через Майдан: евреи и украинская революция», модератором которого выступил участник Майдана Владимир Любченко. Среди украинских студентов школы был представлен весь спектр мнений о ситуации на Украине, показывались фотографии, ролики и даже краткий обзор темы (специально записанное видеобращение для зимней школы) от известного украинского политолога (и постоянного участника наших программ) Вячеслава Лихачева. Дискуссия оказалась очень эмоциональной. Мы надеемся, что неукраинские участники школы получили полное представление о происходящих в Украине событиях, а украинские студенты услышали другие точки зрения на проблему.

фото3.JPG

На Зимней школе организаторы не обошли вниманием и тему празднования 20-летия деятельности Центра Сэфер. На вечере, посвященном этому знаменательному событию, своими воспоминаниями делились директор Центра Сэфер Виктория Мочалова, основоположник студенческих программ Сэфера Матвей Членов, наши алумни Владимир Любченко, Илья Ленский, Сергей Степанищев, Михаил Каранаев, Дмитрий Иванов, Григорий Курдяев, Мария Макарова и многие другие.

Вечерняя программа школы включала в себя 3 необычных киновечера от группы Speculative Cowboys (Сергей Степ

анищев и Катерина Пиц) «{Антуан Домбасл} и Антуан Домбасл». Были показаны фильмы «Бабочки свободны» (реж. Милтон Кацелас 1972 г.), «Wonderwall» (реж. Джо Массота 1968 г.), «Донни Дарко» (реж. Ричард Келли 2001 г.), сопровождавшиеся обсуждением проблематики философских концепций зрения и слепоты от Платона до Ж. Деррида, в последний вечер состоялось аудиовизуальное шоу группы Speculative Cowboys (синхронный показ первого «Стар Трека» и фильма «Волшебная гора» (реж Алехандро Ходоровский, 1973 г.) в сопровождении музыкального сэта). 

На закрытии студенты и преподаватели, делясь своими впечатлениями от школы, отмечали особую теплую атмосферу, которая позволила не только прослушать лекции ярких специалистов в разных областях иудаики (в анкетах некоторые студенты даже не смогли поставить преподавателям оценки по 5-балльной системе, так как сочли что их курсы «не поддаются оценке, слишком прекрасно для этого»), но и завязать много профессиональных и дружеских контактов. 

Программа Московской зимней школы по иудаике 

Фотоальбом

Фотоальбом на Facebook

Возврат к списку