Donate
Например: Грант


shutterstock_236872690.jpg


4-29 октября 2021 г. состоялась онлайн школа  «Цифровая эпиграфика на стыке с Digital Humanities», организованная Центром «Сэфер» при поддержке Genesis Philanthropy Group. Проект реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Проект реализован победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В школе приняли участие 39 студентов, 131 вольнослушатель и 10 преподавателей из России, Беларуси, Украины, Латвии, Литвы, Израиля, Нидерландов, Германии и США.

Современные исследования в сфере цифровых гуманитарных наук (Digital Humanities) обеспечивают сохранение культурного наследия с помощью цифровых технологий, помогают восстановить исходный материал, используя компьютерные программы, а также совершенствуют методы анализа данных, их структурирование и доступ к информации. Полученные результаты дают возможность поднимать новые вопросы и использовать новые подходы к изучению гуманитарных наук. Эпиграфика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая содержание и формы надписей на твердых материалах – также активно использует методы Digital Humanities: создаются базы данных по разным эпиграфическим материалам, электронные приложения по описанию кладбищ, с помощью нейронных сетей конструируются инструменты как для простого и быстрого считывания текста эпитафий с фотографий надгробий, так и для обработки изображений с исторических памятников и создания прорисовок в электронном формате.


Hand with Pencil iPad Pro Free Mockup — копия (2).jpg


Во время онлайн школы участники прослушали лекции и поучаствовали в семинарах как известных специалистов по Digital Humanities, так и исследователей, специализирующихся в еврейской эпиграфике, узнали о возможностях применения цифровых методов обработки данных для своих исследований. На совместных семинарах с учеными-эпиграфистами и специалистами по анализу данных участники школы научились задавать правильные вопросы к материалам еврейских кладбищ, получать на них ответы при помощи компьютерных методов работы с данными, а также интерпретировать и красиво представлять полученные результаты.

В программу школы вошли лекции Даниила Скоринкина (НИУ ВШЭ) о цифровой гуманитаристике, Михаила Васильева (Центр «Сэфер») о цифровых методах в еврейской некрополистике, Александры Фишель (Институт восточных рукописей РАН) и Екатерины Малаховой (Институт философии им. Г. Сковороды НАН Украины, Фонд European Jewish Cemeteries Initiative) о специфике еврейских кладбищ. Кроме того, перед участниками школы выступила Ortal-Paz Saar (Utrecht University) докладом “Epigraphy and Memory: The Digitization of Funerary Culture”, представляющая проект PEACE.

В рамках школы прошли семинары: Киры Коваленко и Екатерины Карасевой (Европейский университет в СПб): «Простые приемы работы с текстовыми данными: применение метода регулярных выражений»; Георгия Мороза (НИУ ВШЭ), Михаила Васильева: «Основы загрузки и визуализации данных на языке R», «Визуализация картографических данных в R»; Екатерины Малаховой: «Еврейские кладбища на исторических топографических картах»; Юлии Аматуни, Анны Булиной, Киры Коваленко, Александры Фишель: «Как мы автоматизировали распознавание текста на изображениях еврейских надгробий».

На заключительном круглом столе «Какие методы Digital Humanities применимы в эпиграфике и вашем личном исследовании» (ведущие Екатерина Карасева и Михаил Васильев) участники обсудили проблемы применения цифровых методов и то, как они сами планируют применить их  в своих (необязательно эпиграфических) исследованиях.

 

Отзывы участников:

Юлия Эстрина (Ижевск)

Увидела прикладные кейсы по применению сетевого анализа в качественных исследованиях, простые и полезные кейсы по прикладной аналитике больших данных, выяснила суть подготовительной работы с данными для ML и возможность применения ML в качественных исследованиях. Высокий уровень привлеченных лекторов, доступная подача материала, доброе отношение профессионалов к новичкам, охотные ответы на все вопросы. Показалось, что это есть и понравилась: тонкая подстройка к уровню и возможностям разнородной аудитории. Буду использовать для для подготовки к курсам лекций. Все, связанное с базами данных мне знакомо меньше, чем другие темы данного курса. Но также очень интересно, по упомянутым выше причинам, особенно применение в гуманитарных областях, начальный и прикладной уровень. Как раз все это я и встретила в лекции Михаила Васильева. Выражаю горячую признательность! Язык R для парсинга и обработки данных использует один из моих коллег-преподавателей. Я посещала его лекции в моем вузе и на уровне теории немного знала о предмете лекции. Обучаться программированию на R системно до сих пор не было ни времени, ни возможности. К тому же, если рассматривать такую задачу на перспективу, я пока не выбрала окончательно между R и Python. Считаю, что для первого опыта мне очень повезло попасть на эту лекцию, просто отличное сочетание некоего прозелитического, обзорного и в то же время прикладного форматов. Большое спасибо! О Яндекс-Толоке я до этого тоже знала очень мало, хотя по текущей исследовательской работе пыталась заниматься этой темой, в основном, в области квантификации визуальных данных, полученных методом наблюдений. На этой лекции получила сразу несколько готовых ответов на вопросы, к которым прежде не знала, как подступиться. Скорее всего, буду снова обращаться к этой лекции в записи на Youtube, спасибо за нее большое! Курс пришел ко мне вовремя и дал те знания, которые были нужны, еще раз благодарю, надеюсь, мой фидбэк тоже будет вам полезен, буду интересоваться вашими обновлениями в соцсетях.

Хочу от всей души поблагодарить Сэфер, лично Ирину. Михаила, Екатерину, Даниила, Георгия, Александру, Юлию, Анну, и всех в этом чате за прекрасный образовательный курс. Для меня это бесценная возможность получить как раз те знания, которые я искала. Я представляю здесь Удмуртский гос.университет и немного наше локальное Уральское отделение РАН с грантовым проектом по социологическому исследованию онлайн-сообществ. Мой бэкграунд не связан с эпиграфикой, к сожалению, но с квантификацией и  обработкой качественных данных на больших массивах - да. Очень многое из курса мне уже реально полезно, а кое-что, возможно,  удастся применить на вырост. От себя и коллег с нашей кафедры выражаю максимальную признательность! Успеха вашему проекту и вам - во всем что вы делаете!

Ксения Терешкова (Минск)

В абсолютном восторге! И от докладов, и от людей. Почувствовала себя частью сообщества, буду следить за публикациями и лекциями коллег. Всю неделю, пока была школа, чувствовала себя на большом интеллектуальном подъеме. Посмотрела по-новому на свою тему. Появились идеи о других темах. Школа дала мне большой импульс к развитию. Очень понравилась организация школы: "близость" команды к слушателями, фидбеки, быстрое размещение материалов, драйвовое настроение. Большое спасибо! Буду обязательно участвовать в мероприятиях "Сефера" в дальнейшем. Узнала много нового о методологии и методах исследования. Раньше в своих исследованиях использовала в основном Excel и Access. Сейчас присмотрюсь к новым инструментам. Взяла на заметку книги о Digital Humanities, о которых рассказывал Даня Скоринкин. Прекрасные лекции! По-новому взглянула на привычные вещи. Взяла на заметку много книг, о которых рассказывал Даня. Уже нашла некоторые из них: буду осмыслять, как применить Digital Humanities в моих исследованиях. Нашла другие лекции Даниила на youtube, обязательно посмотрю. Превосходный лектор! Спасибо! Спасибо! Спасибо! Было круто! Хочется еще!

Вадим Агеев (Москва)

Получил дополнительные представления о возможностях в области цифровой эпиграфики (в частности, навыки работы с R-языком и регулярными выражениями). Организация, компетентность и открытость преподавателей особенно понравились. Являюсь куратором другого проекта, связанного с эпиграфикой и инвентаризацией кладбищ. Полученные сведения предполагаю использовать в научных, образовательных и др. целях.

Анастасия Гибало (Краснодар)

Научилась - это не совсем правда: скорее, я познакомилась с полезными программами для ускорения работы. Понравились идеи с RStudio и картами, а также поиск по картинкам. Замечательный лектор Даниил Скоринкин, очень понравилась его подача материала! Я даже не знала, что можно анализировать литературные тексты по количественным данным и с помощью цифровых методов. Именно он посоветовал простые методы, связанные с работой по картинкам. Хорошее введение для школы, было много примеров и шуточек). Хороший обзорный материал Михаила Васильева, где говорилось о развитии каталогов путем проб и ошибок. Нужно похвалить создателей проекта SFIRA за такой упорный труд, я в восторге, Миша - молодец! Ооо, семинар Георгия Мороза и Михаила Васильева был просто взрыв мозга! Георгий помогал всем, кому это было необходимо. Сначала я ничего не понимала, а потом как понялааа. У них с Мишей сложился хороший тандем, было здорово, пришлось напрячь извилины). Могу сказать только "Спасибо" за школу, она была на 100% прикладной, все можно использовать для исследований + круто, что были лекторы из IT-сферы.

Дарья Шарко (Москва)

За время онлайн-школы по цифровой эпиграфике я научилась пользоваться регулярными выражениями и работать в системе R-studio. Серьезного опыта программирования у меня не было, однако осваивать эту систему было не так трудно. Уверена, что эти навыки очень полезны и обязательно пригодятся для будущих исследований. Ранее я участвовала лишь в Сэферовских школах, проводимых очно. Могу подчеркнуть плюсы и возможности онлайн-формата: лекции читают специалисты из разных локаций, занятия проводятся в вечернее время, что очень удобно при насыщенном графике и большой загруженности. Думаю, онлайн-формат необходимо и дальше продолжать практиковать! Для меня занятие Киры Коваленко и Кати Карасевой стало фантастическим открытием! Оказалось, что то, что обычно приходилось делать вручную в течение довольно продолжительного времени, можно автоматизировать и даже представить графически! Записав каждый шаг, буду в дальнейшем использовать эти знания на практике, т.к. с такими документами как Word, Excel и Google-документы приходится работать регулярно. Семинар Георгия Мороза и Михаила Васильева был для меня не самым простым: разобраться с многочисленными функциями программы и необходимостью правильно записывать формулы было сложно в самом начале. Хочется выразить благодарность Центру "Сэфер" и лично организаторам этой онлайн-школы! Действительно, "Сэфер" - это больше, чем книга! Это больше, чем лекции, семинары и школы. Это чудесные люди, специалисты своего дела, без которых не было бы таких результатов!

Фотоальбом

Видеолекции школы


_________________________________________________


24-29 октября 2021 г. состоится онлайн школа  «Цифровая эпиграфика на стыке с Digital Humanities», организованная Центром «Сэфер» при поддержке Genesis Philanthropy Group. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Современные исследования в сфере цифровых гуманитарных наук (Digital Humanities) обеспечивают сохранение культурного наследия с помощью цифровых технологий, помогают восстановить исходный материал, используя компьютерные программы, а также совершенствуют методы анализа данных, их структурирование и доступ к информации. Полученные результаты дают возможность поднимать новые вопросы и использовать новые подходы к изучению гуманитарных наук. Эпиграфика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая содержание и формы надписей на твердых материалах – также активно использует методы Digital Humanities: создаются базы данных по разным эпиграфическим материалам, электронные приложения по описанию кладбищ, с помощью нейронных сетей конструируются инструменты как для простого и быстрого считывания текста эпитафий с фотографий надгробий, так и для обработки изображений с исторических памятников и создания прорисовок в электронном формате.


Во время онлайн школы участники получат возможность прослушать лекции и поучаствовать в семинарах как известных специалистов по Digital Humanities, так и исследователей, специализирующихся в еврейской эпиграфике, узнать о новых возможностях на стыке эпиграфики и цифровых гуманитарных наук. На совместных семинарах с учеными-эпиграфистами и специалистами по анализу данных участники школы научатся задавать правильные вопросы к материалам еврейских кладбищ, получать на них ответы при помощи компьютерных методов работы с данными, а также интерпретировать и красиво представлять полученные результаты. Мы будем исследовать каталоги еврейских кладбищ с социологической, исторической и лингвистической точек зрения.

Мы приглашаем к участию в школе исследователей и слушателей, которые интересуются как эпиграфикой, так и цифровыми гуманитарными исследованиями (Digital Humanities).

 В программе школы:

Лекции Даниила Скоринкина (НИУ ВШЭ) о цифровой гуманитаристике, Михаила Васильева (Центр "Сэфер") о цифровых методах в еврейской некрополистике, Александры Фишель (Институт восточных рукописей РАН) и Екатерины Малаховой (Институт философии им. Г. Сковороды НАН Украины, Фонд European Jewish Cemeteries Initiative) о специфике еврейских кладбищ.

Кроме того, перед участниками школы выступит Ortal-Paz Saar (Utrecht University)  с докладом "Epigraphy and Memory: The Digitization of Funerary Culture" (ENG).

Семинары: 

Кира Коваленко и Екатерина Карасева: «Простые приемы работы с текстовыми данными: применение метода регулярных выражений»

Георгий Мороз, Михаил Васильев: «Основы загрузки и визуализации данных на языке R», «Визуализация картографических данных в R»

Екатерина Малахова«Еврейские кладбища на исторических топографических картах»

Юлия Аматуни, Анна Булина, Кира Коваленко, Александра Фишель: «Как мы автоматизировали распознавание текста на изображениях еврейских надгробий»


Программа школы


В рамках школы возможно два формата участия:

1) В роли студента – в этом случае вы не только слушаете лекции, но и участвуете в семинарах под руководством тьютора. Дедлайн подачи заявок на участие в качестве студента – 10 октября.

2) В роли вольнослушателя – в этом случае вы получаете доступ только к лекциям. Дедлайн подачи заявок на участие в качестве вольнослушателя – 23 октября.

Чтобы подать заявку, заполните одну из этих анкет:


Ресурс 2.png           Безымянный.png