ЛЕТНЯЯ ОНЛАЙН-ШКОЛА «ЕВРЕИ КАК ЧУЖАКИ: СИМВОЛ И ПОСЕДНЕВНОСТЬ» (5-9 августа 2020 г.)

 IMG_6541.JPG

5–9 августа 2020 г.  состоялась Летняя школа по иудаке «Евреи как Чужаки: символ и повседневность», организованная Центром «Сэфер» совместно с International Center for University Teaching of Jewish Civilization, the Hebrew University of Jerusalem и Институтом социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета. Мероприятие стало возможным благодаря поддержке Genesis Philanthropy Group, Российского еврейского конгресса и JOODS Humanitair Fonds.

Впервые за все время существования Центра «Сэфер» школа прошла в онлайн формате. Благодаря этому в школе смогли принять участие 113 студентов, аспирантов и молодых исследователей из России, Беларуси, Украины, Германии, Израиля, Франции, Чехии. Многие студенты в отзывах отмечали, что только онлайн формат позволил им присоединиться к программе. Преподавательский состав также был международным: с нами были 22  лектора и ведущие семинаров, вечерней культурной программы из России, Израиля, Великобритании, Германии, Латвии, Канады и США.

Пандемия и вновь вспыхнувшие в мире ксенофобские выступления, а также острая реакция на эти события в обществе сделали 2020 год уникальным временем, когда проблема Чужака, феномен теорий заговора вышли за пределы философских и социологических исследований и стали частью нашей повседневности и новостных лент. Евреи по традиции становятся важной составной частью конспирологического нарратива. Эти и другие темы оказались в фокусе антропологического потока школы. Второй основной темой школы стало изучение опыта повседневного существования еврейских общин в рамках имперских окраин (Сирии-Палестины Нового времени внутри Османской империи, Северной Африки, на Кавказе и в Центральной Азии), а также общее поле исследований еврейских каббалистов Нового времени и европейских философов ХХ в.

Школа открылась пленарной лекцией проф. Шауля Штампфера “Some Jewish Responses to Epidemics in the Past”.

В рамках двух параллельных лекционных потоков на школе были рассмотрены следующие проблемы:

  • Социальная теория одного из центральных социологических интуиций – интуиции Чужака;
  • Как функционируют теории заговора в обществе, и каким образом можно критически подходить к их исследованию и деконструкции;
  • Как и почему возникают слухи, фейки, городские легенды;
  • Какой была повседневная жизнь еврейских общин Ближнего Востока, их отношений с местным населением, администрацией и другими еврейскими общинами в эпоху владычества Османской империи в этом регионе (XVI–XIX вв.);
  • Влияние западного колониализма на правовое положение еврейского населения стран Востока и роль колониального наследия в постколониальном мире;
  • Как идеи философов ХХ в. Луиса Альтюссера, Жиля Делёза и Мориса Мерло-Понти помогают лучше понять философию каббалиста XVIII в. рабби Моше Хаима Луццато и позволяют назвать его основоположником материалистической диалектики нового типа.

 

          1 пара

          2 пара

       3 пара

 

   Илья Яблоков


Большой брат: исследуя теории заговора

 

Виктор Вахштайн

 

Социальная теория Чужака

 

Александра Архипова

 

Евреи против Билла Гейтса: как и почему возникают слухи, фейки, городские легенды

 

 

 

Максим Гаммал

 

Иерусалим и окрестности: еврейская община Сирии-Палестины в раннее Новое время (XVI – начало XIX вв.)

 

 

Зеев Левин

 

Евреи стран Востока и Западный Колониализм

 

 

Йоэль Регев

 

Каббала рабби Моше Хаима Луццато и проблемы материалистической диалектики

 

Помимо лекционных курсов в программу школы были включены 5 методологических семинаров и  мастер-классов:

  • Илья Яблоков «Как поступить на докторскую программу за рубежом»;
  • Илья Яблоков «Как правильно писать научный грант»;
  • Александр Вилейкис, Павел Степанцов и Борис Грозовский «Как понимать и писать сложные тексты»;
  • Виктория Герасимова, Андрей Замойский, Александр Вальдман и Илья Ленский «Восточноевропейская иудаика в архивах: общие вопросы и региональные особенности»
  • Лариса Привальская “How to Make English Abstracts Less Abstract and More English”

Вечерняя программа школы была очень насыщенной. В первый день школы проф. Анна Штерншис провела лекцию-концерт «Герои, поющие на идише: забытая музыка Второй Мировой войны». Ури Гершович вместе с кинокритиком Алексеем Медведевым  анализировали фильм Йоргоса Лантимоса "Убийство священного оленя"  в рамках киновечера "Бог как чужой и/или чужой Бог". Второй киновечер был посвящен дискуссии «Человек как чужой в тоталитарном государстве. О чем проект ДАУ и как его смотреть?»  и собрал звездную команду в лице режиссера проекта ДАУ Ильи Хржановского, философов Ури Гершовича и Йоэля Регева, кинокритика Василия Корецкого. В заключение школы студенты смогли принять участие в квесте от команды Дмитрия Марьясиса, связанном с тематикой школы. Всего участвовали 7 команд студентов.

Благодаря фотохудожнице Марии Грибиной-Ионовой студенты смогли поучаствовать в необычной зум фотосессии.

Организаторам школы было важно сохранить присущую всем сэферовским школьным мероприятиям академическую и дружественную атмосферу, помочь участникам школы даже в таких условиях завязать интересные и полезные для будущих исследований контакты. Ежедневные кофе-брейки, во время которых можно было проконсультироваться с преподавателями и просто пообщаться друг с другом, телеграмм чат и квест помогали нивелировать отсутствие живого общения участников школы.

Отзывы участников:

Софья Красная (Москва)

Насыщенно, информативно, невероятно интересно. Спикеры — потрясающие умные и интеллигентные люди, профессионалы, слушать которых одно удовольствие. Очень рада, что узнала про Сэфер и теперь являюсь его небольшой частью. Большая благодарность организатором и директору за такую уникальную возможность поднять свои знания на новый уровень. Все, чего я ожидала от школы, я получила, и даже больше. Темы абсолютно разные — и напрямую связанные с иудаикой, и связанные с другими не менее интересными темами (к примеру, академический английский язык). Очень понравилось, культурная программа: очень насыщенная и увлекательная. Я только начинаю свой путь в академической среде, но уже могу точно сказать, что школа центра «Сэфер» очень мне помогла.

Мария Тарасова (Париж)

Это мой первый опыт участия в школе Сэфера, и я очень рада, что открыла для себя ваш центр и ваши мероприятия. Школа была очень динамичной, интересной и крайне полезной. С удовольствием по возможности поучаствую в дальнейших мероприятиях. Огромное спасибо! С пользой провести для себя пять летних дней и не пожалеть об этом :) получить новые знания и отработать практические навыки для себя… Зум-фотосессия очень понравилась, интересный, нестандартный и новый для меня опыт. Буду использовать навыки, полученные на мастер-классах (заявки на грант, abstracts), а также новые идеи и подходы в преподавании российской истории.

Александра Эльконина (Кельн)


Жаль, что заканчивается! Сколько всего можно вместить в карантинную жизнь! Получено много информации по разным темам и новым для меня областям, которые предстоит дальше углублять.
(Плюсы и минусы онлайн формата) Плюс, безусловно, в том, что можно участвовать (в Сибирь доехать точно бы не получилось) и участвовать проще. Минус в том, что труднее концентрироваться на курсе, потому что всё время приходится дома на что-то отвлекаться и с чем-то совмещать. Поэтому пересмотрю курсы еще раз (жду их добавления на ютуб "Сефера"). Ну и минус: технические накладки с моей стороной (но в Германии самый плохой в Европе интернет, это мы уже в ходе карантина установили).

Дарья Ерофеева (Москва)

Пять дней на онлайн-школе превзошли все мои ожидания! Мне все очень понравилось: и занятия, и мастер-классы, и вечерняя программа (обсуждение проекта Дау). На самом деле, я совсем не ожидала, что программа мне настолько понравится. В рамках выбора лекционных курсов не было таких, которые бы полностью соответствовали моим профессиональным интересом. Я выбрала программу курсов по "социологии", если можно обобщить так три курса. И эта сфера в целом мне очень понравилась! Обязательно продолжу самостоятельно читать рекомендованную лекторами литературу и изучать материал по мотивам занятий. Спасибо Вам и Школе, что смогли организовать лекции таких замечательных преподавателей! Такой формат мне очень нравится. Поскольку у меня не было каких-то друзей и знакомых на этой школе, то формат занятий онлайн из дома, полностью окунувшись в учебу, мне подошел. Я была в восторге от дискуссии по проекту Дау. Было очень приятно и интересно слушать наблюдения Ури Гершовича и рассуждения Ильи Хржановского. (Используете ли Вы полученные на школах и конференциях Центра «Сэфер» знания в области иудаики в своей работе/учебе?) Да, во-первых, это научный аппарат, с которым я познакомилась на школе. Скорее всего, я продолжу его использовать и в своих исследованиях, и в рамках дальнейшего изучения исследовательской литературы. Во-вторых, через призму презентаций лекторов я смогла посмотреть на то, как можно, как следует выстраивать контакт с аудиторией через зум и другие онлайн платформы, потому что в настоящее время это очень важный навык как для преподавателя, так и для студента, который делает доклады и другие выступления онлайн. В-третьих, я смогла прочувствовать методологию социологических и антропологических исследований, которые я, как мне кажется, также смогу инкорпорировать в свою область исследований.

Участница из Украины (анонимный отзыв)

Фундаментально развивает мышление в разных направлениях. Большое спасибо! Очень важный опыт! Очень насыщенная программа в целом и каждая лекция отдельно. Концентрированные лекции. И очень интересные. Конечно, "живой" формат лучше во всех аспектах. Но я вообще попала на школу только благодаря онлайн-формату. Сайт школы - это очень удобно и красиво, очень хорошая идея. Мне очень понравился формат лекции-концерта. Два элемента идеально дополняли друг друга. Мы понимали, о чем идет речь, и видели, что это. Благодаря обсуждениям я посмотрела, на мой взгляд, гениальные фильмы. Квест был очень сложным, но решабельным. Хорошо и грамотно построенные задания…Получила большое удовольствие.

Стася Сибелева (Москва)

Восторг! Снова восторг, и снова жаль, что уже кончилось)). Я получила знания, которые хотела получить. Выбранные курсы были крайне интересные, как всегда. Жаль, что нельзя посетить все курсы сразу, потому что в этот раз мне было сложнее, чем в прошлый. И там хотелось раздвоиться, но терпимо, в этот раз совсем никак от своих курсов было не оторваться. Каждый раз после учебы хочется писать кандидатскую и учиться более серьезно и основательно. Квест - огонь! и мы нашли кладбище в Зихроне, вообще не поняв, что загадан Ротшильд!:) Но мы смогли. С сайтом все было идеально. Всё работало, ни одного сбоя! Плюс для меня был очевидный - мне не пришлось отпрашиваться с работы, т.к. работаем из дома. Я могла спокойно посещать зум-коллы. Второй плюс - я иногда заглядывала на соседний зум-курс, правда, надолго не могла задержаться, так как свой курс был интересен еще больше. Из минусов, конечно, невозможность посидеть с народом и пообщаться. Все-таки от интернета и так устаешь, наоборот, хочется отучиться, выйти к людям и пообщаться.

Владимир Максаков (Москва)

Мне очень понравилось. Курсы на Школе были и теоретическими, и практическими, и хорошо дополняли друг друга. Кроме того, на Школе была прекрасная культурная программа, за которую хочется поблагодарить отдельно. Прежде всего, содержательные - я узнал много нового об истории и культуре еврейского народа, в том числе и о философии и каббале, и попрактиковался в анализе текста. Также очень ценным было общение с преподавателями, в том числе и на кофе-брейке, благодаря чему я получил ответы на важные для меня вопросы - к примеру, об историографии еврейского народа. Учитывая, что Школа проходила в онлайн-формате, не оправдавшихся ожиданий у меня нет. Возможно, мне немного не хватило интерактивности и диалогичности очных занятий. Формат онлайн-школы мне кажется удачным выходом из положения на время режима самоизоляции, хотя в целом, на мой взгляд, уступают очным занятиям. К плюсам этого формата я могу отнести предельно возможный охват участников Школы - и преподавателей, и студентов - без привязи к определённому месту и времени. Ещё одним плюсом мне представляются мультимедийные ресурсы, которые можно использовать в таком формате: иллюстрации, карты, презентации и онлайн-чат, позволяющий вести диалог не только с преподавателем, но и с другими студентами. Минус, наверное, один, но важный: отсутствие живого общения с преподавателями и со студентами, неясность реакций аудитории. Я принял участие в онлайн-квесте, который показался мне очень интересным, но и очень сложным - было весело работать в команде. Я работаю школьным учителем истории, веду этот предмет в пятом классе, единственном, где есть раздел, целиком посвящённый истории Израиля. По возможности я не ограничиваюсь историей древнего мира, но стараюсь поднять темы, связанные с историей евреев в Средневековье, так что курс Максима Гаммала имеет для меня самую непосредственную пользу. Курс Зеева Левина показался мне очень полезным для академической работы в собственных исследованиях - в частности, для уточнения взглядов на феномен империй и колониализма. Наконец, курс Йоэль Регева позволил мне уточнить самые современные взгляды на каббалу и материалистическую философию, что я также буду использовать в собственной исследовательской деятельности, а отдельные идеи смогу изложить своим ученикам в курсе "История мировых религий" для 5 класса.

Евгений Фролов (Тюмень)

Условия всемирного offline- общения подталкивают к революции  в сфере коммуникации, а также в образования. Главный мессэдж современного времени в умении подстроиться к проблемам реальности. Центр "Сэфер" входит в число успешно интегрированных проектов. Главная удача обстоит в создании интернет платформы для проведения онлайн-школы. Самый главный плюс обстоит в том, что онлайн-платформа дает полный шанс принять участие в школе лицам, которые не смогли приехать на оффлайн-школу. Не первый год участвую в школах Сэфер. По сей день школе удаётся сохранять высокую планку отбора преподавателей для курсов. Участие в онлайн-квесте позволило посмотреть с другой стороны на ряд академических дисциплин. Полученные навыки и знания успешно применяются в написании курсовых и дипломных работ.

 

Фотографии (фотограф Мария Грибина-Ионова, Анна Шаевич и Ирина Копченова)

Презентация проектов Центра «Сэфер» (оператор Д. Степанов) https://www.youtube.com/watch?v=kb_Qq2WsAZk

Ролик о школе (реж. Д. Степанов, в работе)

коллаж1 для заставки тюменской школы.jpg

Летняя онлайн школа по иудаике

Евреи как чужаки: символ и повседневность

5–9 августа 2020 г. Центр «Сэфер» совместно с International Center for University Teaching of Jewish Civilization, the Hebrew University of Jerusalem и Институтом социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета  планируют проведение Летней школы по иудаике. Мероприятие состоится при поддержке Genesis Philanthropy Group, Российского еврейского конгресса и JOODS Humanitair Fonds.

Пандемия и вновь вспыхнувшие в мире ксенофобские выступления, а также острая реакция на эти события в обществе сделали 2020 год уникальным временем, когда проблема Чужака, феномен теорий заговора вышли за пределы философских и социологических исследований и стали частью нашей повседневности и новостных лент. Евреи по традиции становятся важной составной частью конспирологического нарратива. Эти и другие темы будут в фокусе антропологического потока школы. Второй основной темой школы будет изучение опыта повседневного существования еврейских общин в рамках имперских окраин (Сирии-Палестины Нового времени внутри Османской империи, Северной Африки, на Кавказе и в Центральной Азии), а также общее поле исследований еврейских каббалистов Нового времени и европейских философов ХХ в.

В рамках двух параллельных лекционных потоков на школе будут рассмотрены следующие проблемы:

  • социальная теория одного из центральных социологических интуиций – интуиции Чужака;
  • как функционируют теории заговора в обществе, и каким образом можно критически подходить к их исследованию и деконструкции;
  • как и почему возникают слухи, фейки, городские легенды;
  • какой была повседневная жизнь еврейских общин Ближнего Востока, их отношений с местным населением, администрацией и другими еврейскими общинами в эпоху владычества Османской империи в этом регионе (XVI–XIX вв.);
  • влияние западного колониализма на правовое положение еврейского населения стран Востока и роль колониального наследия в постколониальном мире;
  • как идеи философов ХХ в. Луиса Альтюссера, Жиля Делёза и Мориса Мерло-Понти помогают лучше понять философию каббалиста XVIII в. рабби Моше Хаима Луццато и позволяют назвать его основоположником материалистической диалектики нового типа.

К участию в Летней школе приглашаются студенты, аспиранты и молодые преподаватели, в сферу интересов которых входят изучение социальной теории и современной философии, истории еврейских общин и иудаики в целом.

Программа Школы включает мини-курсы (состоящие из 4 лекций), предоставляя возможность каждому участнику школы прослушать по 3 мини-курса; пленарные лекции, методологические семинары, мастер-классы и культурную программу. Запись на мастер-классы будет произведена позднее.

 

 Заявки на участие в Школе (онлайн-анкета) принимаются до 20 июля 2020 г.

Описание курсов см. ниже в таблице по гиперссылкам (следует кликнуть на имя преподавателя).

Сообщения о результатах конкурсного отбора на Летнюю школу будут разосланы до 25 июля 2020 г.

 

Благодарим за сотрудничество!

 

Анна Шаевич, директор программ Центра «Сэфер»

Ирина Копченова, координатор образовательных программ Центра «Сэфер»