бардина.jpg


Светлана Бардина (доцент кафедры социологии, канд. философ. н. Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва)

 

За чертой классификаций: как создаются, изменяются и исчезают категории

 

Мы видим и описываем мир, используя разнообразные классификации и системы категорий. То, какими категориями мы пользуемся, определяет не только нашу картину мира, но и наше восприятие других людей и их действий, а также реакцию на них. Вопросы категоризации давно рассматривались в философии и социальной теории. Во второй половине двадцатого века попытка осмыслить события Холокоста привела к всплеску исследований природы категоризаций и связанных с ними стереотипов в социальной психологии. В дальнейшем исследования механизмов категоризации продолжились в различных дисциплинах: в дискурсивной психологии, социолингвистике, конверсационном анализе. Исследование механизмов категоризации позволяют изучать самые разные явления: от разнообразия способов конструирования гендерной идентичности в работе сотрудников колл-центров до особенностей рассказов о привидениях.

В этом мини-курсе мы рассмотрим работу по проведению границ между категориями, а также попытаемся понять, что остается за чертой существующих классификаций, и как может меняться сама черта, отделяющая одну категорию от другой. Мы рассмотрим примеры из гендерных исследований, квир-лингвистики, исследований психопатологии и паранормального; также мы проанализируем несколько примеров разных механизмов категоризации в нарративах о жизни еврейских сообществ. Кроме того, мы поговорим о ситуациях, в которых прежние разделения перестают работать, о том, какие выборы и дилеммы с этим связаны.

 

Силлабус:

1. Проблема категоризации

Первая лекция посвящена разным взглядам на проблему категоризации в социальной психологии, философии языка, лингвистике и социальной теории. Мы проанализируем идею производства мира с помощью классификаций. Также мы рассмотрим направление membership categorization analysis и предлагаемые в нем правила выбора категорий.

2. Создание новых категорий

На второй лекции мы рассмотрим случаи, когда люди сознательно создают новые категории, которые не совпадают с существующими; также мы обсудим, как разные модели сталкиваются во взаимодействии.

3. За чертой классификаций

Лекция расскажет о «темных элементах» классификаций, о том, что находится за пределами категориального деления. Также речь пойдет о различии нормального и ненормального, и о том, с помощью каких риторических приемов создается и поддерживается это различие.

4. Переопределение границ

В четвертой лекции мы рассмотрим ситуации вызова существующим категоризациям и возможности их переопределения.

 

Библиография:

Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. М., СПб.: Питер, 2007.

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Bowker G, Star S L (1999) Sorting Things Out: Classification and Its Consequences. University of Pennsylvania Press.

Eglin P, Hester S (1999) "You're All a Bunch of Feminists": Categorization and the Politics of Terror in the Montreal Massacre. Human 22(2/4): 253-272

Jayyusi L (1984) Categorisation and the moral order. London: Routledge and Kegan Paul.

King A (2016) Queer Categories: Queer(y)ing the Identification ‘Older Lesbian, Gay and/or Bisexual (LGB) Adults’ and its Implications for Organizational Research, Policy and Practice. Gender, Work and Organization, 23(1).

Sacks H (1979) Hotrodder: a revolutionary category. In Everyday Language: Studies in Ethnomethodology (George Psathas, ed.), New York, Irvington

Sacks H (1992) Lectures on Conversation, Volumes I and II, edited by G. Jefferson and E.A. Schegloff. Oxford and Cambridge, MA: Basil Blackwell.

Tavory I (2010) Of yarmulkes and categories: Delegating boundaries and the phenomenology of interactional expectation. Theory and Society 39: 49–68.

Smith D (1978) ‘K is Mentally Ill.’ The Anatomy of a Factual Account. Sociology 12(1): 23–53.

Woods C and Wooffitt R (2014) Telling the moment: Seeing a UFO. Narrative Inquiry 24(2): 239–258.