ШКОЛА ПО ЕВРЕЙСКОЙ ЭТНОГРАФИИ И ЭПИГРАФИКЕ 
В ДАГЕСТАНЕ (21–29 АВГУСТА 2018 г.)

21-29 августа 2018 г. Центр «Сэфер» провёл школу-экспедицию по изучению культурно-исторического наследия горских евреев в Дагестане. 

Экспедиция состоялась при поддержке Genesis Philanthropy Group, гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, Евро-Азиатского еврейского конгресса. Большую помощь экспедиции оказал Фонд «СТМЭГИ». 


dagestan_cover-001.jpg

В экспедиции приняли участие 30 человек из России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Каспийск, Нижнекамск, Тольятти, Дербент), Польши (Варшава), Чехии (Прага), Израиля (Рамат-Ган) и Украины (Киев).

общая фотка.jpg

Целью эпиграфического потока экспедиции было изучение еврейских кладбищ, расположенных в окрестностях Дербента и других районах Южного Дагестане. Команде эпиграфистов, работавшей под руководством Н. Кашовской, удалось исследовать кладбища четырёх бывших поселений горских евреев: Мамрача, Ханджал-Калы, Арага и Абасавы. 

  1 read 1.JPG  1 hzl 2.JPG

Участниками экспедиции было задокументировано свыше 480 памятников, сохранившихся на территории некрополей. Документация каждого кладбища включала фиксацию текстов эпитафий, фотосъемку памятников, измерение и описание форм надгробий, а также составление карты с определением координат каждой стелы.
Наиболее ранние из найденных памятников были обнаружены в Араге и датируются второй половиной XVII в. Самые поздние захоронения (в Мамраче и Ханджал-Кале) относятся к 40-м годам XX в. 

read 2.jpg  мацева.jpg

Еврейские кладбища данного региона отличает особая форма и декоративное оформление стел, встречающееся также на местных мусульманских некрополях. Другой важной особенностью является использование специфичной женской и мужской ономастики, традиционной для горских евреев. 
Основным языком эпитафий, как и в европейских общинах, является иврит, но также фиксируются двуязычные надгробные надписи на еврейском и русском языках (в одном случае – на лезгинском) языках. Расшифровка текстов надгробных надписей позволила получить новые важные сведения об истории горско-еврейских общин Южного Дагестана, а также узнать ранее неизвестные факты о жизни и судьбе их представителей.


1 ряд 2 фото.jpg  1 ряд 3 фото.jpg
                                      

Самое активное участие в работе эпиграфического отряда принял исполнительный директор фонда СТМЭГИ Д.И.Данилов.

2 ряд 1 фото.jpg  2 ряд 2 фото.jpg  2 ряд 3 фото.PNG  


Участники этнографического потока записывали интервью у представителей горско-еврейской общины и нееврейского населения Дербента и с. Нюгди (руководители направления: канд.ист.н. Е. Капустина и С. Амосова). Всего было записано более 50 аудио и видео интервью (более 80 часов записи) с людьми 1920–1950-ых гг.р. на русском и джуури, сфотографированы различные предметы быта, религиозные объекты, собраны документы и фотографии из семейных архивов. 
Интервью проводились на основании подробного опросника, составленного С. Амосовой – он включал комплекс вопросов, посвященных истории дербентской еврейской общины и помещению ее в более широкий контекст истории еврейских общин постсоветского пространства,  вопросы об основных праздниках, обрядах жизненного цикла, религиозных правилах и т.д. В ходе работы интервьюеры нередко выходили за пределы вышеназванных тем, что позволило получить много дополнительной информации.

3 ряд 1 фото.jpg  3 ряд 2 фото.JPG  3 ряд 3 фото.JPG

В ходе сбора материала были записаны этнографические особенности еврейских праздников в Дербенте (Нисоно (Песаха), Сорони (9 Ава), Шавуота (Асальта) и осенних праздников). Интерес представляют особенности соблюдения кашрута в общине, а также организация изготовления и распространения ритуальной пищи. Так, участники экспедиции сфотографировали печь и машинку для изготовления мацы, записали информацию о современных практиках забоя скота, о рефлексии информантов о кошерном вине и т.д. Были зафиксированы особенности свадебного обряда (в частности разделение на свадьбу жениха и невесты, подготовку приданого и др.,были записаны подробные описания хупы (мера) и сфотографированы ктубы разного времени (1970-ых, 1990-ых), описания похоронного и поминального обрядов, традиция имянаречения и ее трансформация в советское время. Особенно яркими были рассказы о сглазах и оберегах от него.

4 ряд 1 фото.jpg  4 ряд 2 фото.jpg

Большое количество информации было получено о религиозной жизни дербентской еврейской общины в советское время и в настоящий момент. Яркой особенностью может считаться и специфическая этно-религиозная система, сложившаяся в Дербенте, важным компонентом которой была и до сих пор остается горско-еврейская община. Была зафиксирована интересная информация о межэтнических и межрелигиозных отношениях в Дербенте в разные исторические периоды (включая современную ситуацию). Особое внимание было уделено особенности отношений горских евреев к ашкеназским евреям, а также представителям других этнических общин города (азербайджанцам, русским, армянам, лезгинам, табасаранцам) и межэтническим бракам. 

5 ряд 1 фото.jpg  5 ряд 2 фото.jpg

Одной из значимых тем в интервью была тема идентичности горских евреев в прошлом и настоящем (определения себя как горских евреев, татов и пр.), судьба языка джуури. Важным моментом в работе группы была фиксация воспоминания о жизни сельских евреев в Нюгди, на данный момент это село является единственным, где до сих пор проживает несколько еврейских семей. Помимо этого интерес представляет память членов общины о сельском происхождении их родителей, стереотипы о разных еврейских селах (в большинстве которых евреи уже не живут), рефлексия о том, в какой степени евреи этих сел включены в общий контекст кавказской горской культуры.

5 ряд 3 фото.JPG  

Кроме того, участникам экспедиции удалось понаблюдать культурную и религиозную жизнь современной горско-еврейской общины: побывать на экскурсии и шаббатней молитве в синагоге, еврейском музее и еврейском кладбище города Дербента, побеседовать с редактором еженедельной газеты «Ватан» на джуури, побывать на репетиции горско-еврейского театра. 

6 ряд 1 фото.JPG  6 ряд 2 фото.JPG  

6 ряд 3 фото.jpg

На открытии школы-экспедиции состоялся показ и обсуждение документального фильма  Ирины Михайловой «На родине предков» об истории и современности 10 дагестанских сел, в которых проживали горские евреи.  В рамках школы-экспедиции был также прочитан ряд пленарных лекций, вызвавший интерес не только у исследователей – участников экспедиции, но и местных жителей, представителей горско-еврейской общины и культурных учреждений Дербента:
"Дагестан. В чем специфика?" и "Ислам, национализм, традиционализм в постсоветский период" (Е. Капустина)
"Архивы рава Яакова Ицхаги в Израиле" (К.Шалем)
"Еврейский похоронный ритуал и траурные дни: законы и традиции " (С.Амосова, А.Фишель)
«Еврейские надгробные памятники Южного Дагестана: исторический и культурный контекст» (Н.Кашовская)

7 ряд 1 фото.jpg  7 ряд 2 фото.JPG  7 ряд 3 фото.JPG


Живое обсуждение вызвал круглый стол на тему «Современная горско-еврейская община», в котором самое активное участие приняли также и приглашенные участники: проф.Г. Сеидова, д-р И. Семёнов, Д. Данилов, И.Михайлова, В.Михайлов, К.Мосесова, Л.Манахимов.

  8 ряд 2 фото.JPG 8 ряд 1 фото.PNG  8 ряд 3 фото.JPG

После обработки материалов экспедиции и окончании работ по геодезической съемке кладбищ, карты и каталоги кладбищ, интервью и их расшифровки появятся в открытом доступе на сайте базы данных полевых исследований Центра «Сэфер» SFIRA. Участники экспедиции готовят также научные доклады и статьи и думают над дальнейшим развитием проекта. 

9 ряд 1 фото.JPG  9 ряд 2 фото.jpg  9 ряд 3 фото.JPG


2018-08-26 12-38-57.JPG


Отзывы участников:

Глеб Стукалин, Санкт-Петерубург

Эта неделя была потрясающей!
За эти девять дней в одной точке сфокусировалось столько всего, что трудно и перечислить: Дагестан, который влюбляет в себя с первого взгляда, работа в поле, которая заряжает энергией на следующие пару месяцев, толпа увлеченных фанатиков в одном отеле.
Сначала меня привело на Школу, по сути, случайное стечение обстоятельств: случайно я попал на лекцию по еврейской эпиграфике, случайно успел послать заявку, случайно смог до нее доехать - еще за сутки до отлёта был уверен, что мне придется ехать на другой конец страны. А случайности всегда приводят к чудесам.
За эти несколько дней я успел довольно глубоко погрузиться в не тронутую доселе область знания. Для меня еврейская тематика в новинку: курс лекций по ближневосточным календарям да пара книг - вот и весь багаж. Тем интенсивнее было знакомство, учитывая, сколь сильно горские евреи отличны от ашкеназов. Очень ярким оказалось соприкосновение с повседневностью и бытовой историей Дербента. Удивило, с какой легкостью город в лице своих жителей пускает в свои тайны чужаков.
Каждый искал на этой Школе то, что искал. В какой-то момент я понял, что больше всего мне нужна была встреча с коллегами - антропологами и этнографами, и знакомство с таким количеством коллег было для меня такой же ценностью, как и погружение в историю и быт горских евреев Дербента. 
Спасибо “Сэферу” за эту Летнюю школу. Побольше бы таких событий!

Алексей Косых, Санкт-Петербург

Во время дагестанской экспедиции я освоил полезные навыки полевой эпиграфической работы в горной местности: научился фотографировать под полным солнцем и против солнца с отражателями, делать прицельные снимки накренившихся мацев из положения лежа - ползком, вовремя избавляться от случайной двойной нумерации мацев (спасибо Мишам — Васильеву и Каранаеву, NB: кооперация читальщиков, нумеровальщиков и обмерщиков), научился безопасно поднимать перевернутые надгробия с помощью лома и одной лопаты (двух.. трех лопат) или вообще без лома, рубить колючие кусты топором (всё — по авторской методике С. Фишель), без шпаргалки находить в эпитафии и переводить в григорианский календарь гематрию даты захоронения (тоже С. Фишель научила), переносить за вечерним компотом добытые материалы в базу данных, используя ipad (Numbers для экселевской таблицы): ноутбук/нетбук в этот раз я использовал только для перекачки и переименования фотографий, и если бы не эта его функция, вовсе бы его с собой не брал. Также благодаря экспедиции я открыл для себя приложение Sefaria.
Мне понравилось, что мы жили у моря, а работали в предгорьях/горах. Мне понравилась гостиница, ее хозяева и сотрудники; ее несколько в стороне расположение (городские улицы в меру не отвлекали) и большой, с панорамным видом на море номер люкс, где мы жили втроем. Мне безумно понравилось море: можно купаться и пройтись по прибою рано утром, а после кладбища прийти в нем в себя. Для полевой эпиграфической работы условия просто курортные. 
Мне понравилось, что за короткое время мы исследовали несколько кладбищ, а не одно — и за несколько дней появилась возможность сравнения. Мне понравилось, что среди выбранных мест был Мамрач, где соседствовали старое еврейское и старое мусульманское кладбище, а это потенциальная возможность компаративного исследования.
Мне очень понравился предварительно присланный экспедиционный ридер и подборка литературы на сайте фонда СТМЭГИ — это сделало полевую работу еще более осмысленной. Мне понравились методические материалы и справочник эпиграфиста. Они продуманы и детальны. Печатная версия программы получилась шикарной. Мне понравилась дискуссионная программа экспедиции: пленарные лекции, вечерние семинары и критический круглый стол.
Мне понравилось то, что мы жили в Дербенте и у нас хватило времени и на работу и на знакомство с городом. Его жители приветливы и гостеприимны. За несколько свободных часов в разные дни я успел побывать в синагоге (спасибо Виктору и Льву за встречу шаббата), познакомиться с архитектурой старого Дербента, посмотреть шиитские мечети, попить на улице чаю с азербайджанцами, побывать в гостях у табасаранских ковровщиков, полакомиться черникой из рутульских гор, познакомиться с сотрудниками Музея истории мировых культур и религий и с самим музеем, посмотреть с ребятами цитадель, городскую стену, спуститься в старинные подземные бани, посетить горско-еврейский театр, посмотреть репетицию и хореографию его юных студентов, пообщаться с его директором.
И последнее по порядку (а первое по значению) — мне очень понравились люди, с которыми я работал. Компания (и этнографы, и эпиграфисты) была просто замечательная. И среди этнографов, и среди эпиграфистов я встретил старых знакомых (и университетских, и экспедиционных) и нашел новых друзей. И еще у нас были замечательные кураторы, координаторы и помощники и в команде, и на принимающей стороне: высококлассные специалисты, научные кураторы Наталья Кашовская и Борис Рашковский, кураторы полевой работы Михаил Васильев и Александра Фишель, водители машин и гостеприимный хозяин дома в Мамраче, на террасе которого мы обедали и приходили в себя от кладбищенского зноя, наш координатор Анна Шаевич, гостеприимные хозяева и коллеги Данил Данилов, Ирина и Виктор Михайловы, Гульчохра Сеидова, Диана Гасанова, Лев Манахимов.


Школа в Дагестане организована Центром «Сэфер» при поддержке Genesis Philanthropy Group, гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, Евро-Азиатского еврейского конгресса и других спонсоров. 

IMG_6863.jpg

Целью нашей экспедиции является изучение культурно-исторического наследия горских евреев, описание и каталогизация еврейских кладбищ, запись интервью со старейшими представителями общины. 
Работа школы будет проходить по двум направлениям: эпиграфическому и этнографическому. 

IMG_7183.JPG  IMG_7098.jpg

Участники эпиграфического потока будут заниматься  каталогизацией еврейских кладбищ Южного Дагестана (научные руководители направления: канд.ист.н. Н. Кашовская, канд.ист.н. Б. Рашковский; руководители полевой работы – А. Фишель и М. Васильев). Уцелевшие древние еврейские кладбища Дагестана позволяют составить широкое представление о географии расселения еврейской диаспоры по территории Дагестана. 

IMG_7112.jpg


Эпиграфическое изучение кладбищ селений Южного Дагестана может обещать реальные результаты. Основными объектами наших исследований станут надгробные камни некрополей в Мамраче, Араге, Абасаве, Ханджал-Кале и др. 

  IMG_7050.jpg  IMG_7233.jpg

Участники этнографического потока будут заниматься сбором интервью у представителей горско-еврейской общины Дербента (руководители направления: канд.ист.н. Е. Капустина и С. Амосова). 
Горские евреи – еврейская этнолингвистическая группа (община) на территории Кавказа, проживавшая, в основном, в Азербайджане и Дагестане (крупные еврейские общины существовали в Баку, Кубе, Дербенте, Махачкале, Буйнакске, в некоторых предгорных селах Южного Дагестана). Термин «горские евреи» возник в первой половине 19 в., самоназвание этой группы – джухур. Судя по языковым и косвенным историческим данным, можно предположить, что данная община образовалась вследствие иммиграции евреев из Северного Ирана, а также, возможно, иммиграции евреев из близлежащих районов Византийской империи в Закавказский Азербайджан. В результате эмиграций конца 1980 – 2000 гг. в Израиль и США на территории Дагестана сохранились несколько горско-еврейских общин в традиционных местах проживания, одна из них в Дербенте, где сейчас функционируют синагога и несколько других еврейских общинных институтов.

IMG_6822.JPG  IMG_6867.jpg

Основным результатом экспедиции станет фиксация материального и культурного наследия и пополнение нашего нового электронного архива полевых исследований – базы данных для сбора, хранения и систематизации материалов полевых школ и экспедиций, которые наш Центр проводит уже более 10 лет. 

Мы приглашаем на школу в первую очередь студентов и молодых учёных, имеющих опыт полевых исследований, а также занимающихся изучением истории, культуры и материального наследия евреев в данном регионе.
Для членов этнографического отряда обязательно использование собственной техники (диктофонов, ноутбуков), желательно наличие фото- и видеокамеры.
При отборе членов эпиграфического отряда преимущество отдается участникам со знанием иврита и опытом полевой работы в области эпиграфики. Для обработки собранных материалов эпиграфистам необходимо взять с собой ноутбук, желательно наличие фотокамеры

Для того чтобы принять участие в школе, пожалуйста, заполните анкету до 15 мая. Отбор участников будет произведен до 25 мая.