коллаж.jpg


Полевые и цифровые исследования в арамеистике и гебраистике


23–29 августа 2021 года Центр «Сэфер» совместно с Институтом классического Востока и античности НИУ ВШЭ провели летнюю онлайн-школу по полевым и цифровым исследованиям в арамеистике и гебраистике. Школа организована при поддержке Genesis Philanthropy Group. Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В школе приняли участие 7 лекторов и тьюторов из России, Украины, Израиля, 28 участников исследовательских групп (из России, Беларуси, Украины, Израиля, Германии, Польши, Швеции), 143 вольнослушателя из России и других стран.

Программа школы

Школа стала продолжением многолетней традиции летних школ по семитской филологии, возникшей благодаря инициативе преподавателей семитологии из РГГУ (Москва), НИУ ВШЭ и других университетов России, Украины, Израиля и поддержанной с самого начала Центром Сэфер.

Лекционно-семинарская программа школы включала как занятия, непосредственно связанные с исследовательскими треками, так и лекции, помогающие лучше понять более широкую диахроническую и теоретическую перспективу проводимых в рамках школы исследований. Вводные лекции по фонологии и морфологии современного западного арамейского языка (С.Лёзов) и языка Туройо (Ю.Фурман), морфонологии современного иврита (А.Ольман) с одной стороны, помогли участникам исследовательских групп подготовиться к самостоятельной работе, с другой стороны, эти лекции были интересны всем, кто хочет ближе познакомиться с актуальными исследованиями живых семитских языков. Научные интересы преподавателей-участников школы связаны и с древними семитскими языками. Мини-курс о диахронических процессах в классическом мандейском языке (на англ. языке, M. Morgenstern) позволял увидеть некоторые проблемы изучения арамейских языков в аспекте языковых изменений. Лекция о пальмирском языке в контексте диалектологии арамейских языков первых веков н.э. (А. Лявданский), являясь введением для одного из исследовательских треков, может быть полезной всем, кто интересуется историей арамейских языков. Одно из увлекательных направлений изучения письменных памятников арамейского языка представлено лекцией о сирийских заклинательных текстах (А. Черкашина)

Программа школы сочетала ставшие уже привычно-актуальными в условиях пандемии цифровые исследования с опытом лекторов и тьюторов в области полевых исследований арамейских языков. Например, участники школы попробовали себя в подготовке к изданию уже записанного полевого текста (семинар Сергея Лезова «Издание полевого текста на современном западном арамейском языке»), а также описать магические ритуалы на материале сирийских заклинательных текстов (семинар Анны Черкашиной «Исследование магических ритуалов в сирийских заклинательных сборниках»), провести исследование морфонологии современного разговорного иврита (семинар Арье Ольмана), изучить пальмирское письмо с помощью цифровых методов (семинар Алексея Лявданского и Алексея Чекаля). Во всех случаях речь шла об обработке массива полевых данных и письменных и эпиграфических источников с использованием современных цифровых ресурсов и методов: электронных корпусов, словарей и других лингвистических баз данных. На закрытии школы участники представили презентации своих  исследовательских  проектов. Планируются публикации результатов проектов в ежегоднике Центра Сэфер и видеолекций школы на канале Сэфера вYoutube.

Отзывы участников:

Инна Григорян (Москва)

Я улучшила навыки работы с устным корпусом разговорного иврита. Мне особенно понравилось, что я могу работать в небольшой группе, где меня не «отвлекает» ничто и никто постороннее(ий). Я могу фокусироваться только на том, что выбрала самостоятельно и ни от чего/кого не зависеть (в разумных пределах, конечно). Планирую использовать полученные во время онлайн-школы знания и материалы для подготовки к курсам лекций. Шла я на цифровую школу и конкретно в эту группу за возможностями узнать что-то новое о современном разговорном иврите. И работа в группе мои ожидания полностью оправдала. Арье Ольман научил работать с материалом с сайта CoSIH. Спасибо ему огромное за это:)

Екатерина Лазарева (Москва):

Научилась особенности произношения разговорного иврита, закономерности развития произношения. Занятия А. Ольмана очень содержательные и полезные, но их было мало. Тьютор прекрасно организовал взаимодействие с группой, на мой взгляд не лишними были бы (включенные) камеры. Занятия проходили очень увлекательно, тема прикладная и важная для любого, кто занимается изучение, исследованием и преподаванием современного иврита. Хотелось бы большего количества часов, чтобы можно было выделить для себя тему изучения или статьи, иметь возможность получить консультацию тьютора. Очень хочется продолжения школы с более объёмным блоком именно по современному ивриту.

Мария Бартаханова (Варшава)

Всё было замечательно! Я очень рада, что стала участником Школы.

(Я была в) группе А.С. Черкашиной. Как мне видится, у нас сложился хороший коллектив. У всех участников был разный опыт и бэкграунд, что несомненно обогатило нас и сделало работу приятной и познавательной. Тьютор Анна Сергеевна очень деликатный и тактичный человек, поэтому мы чувствовали себя комфортно и спокойно. Тематика семинара для меня была совершенно новой, до этого мне не приходилось вплотную работать с магическими текстами. Надеюсь, что продолжу работать в этом направлении, как совместно с участниками семинара, так и самостоятельно. Научилась анализировать магические тексты с исследовательской точки зрения и структурировать их содержание. Находить параллели и аллюзии в других текстах и культуры.

Однозначно, онлайн-школы - это идеальная возможность для объединения специалистов из разных стран и научных областей. Надеюсь, что этот формат сохранится. По второму образованию я историк-иудаист, поэтому особенно внимательно слежу за событиями Центра "Сэфер". Постоянно рекомендую программы "Сэфер" студентам и коллегам, цитирую лекторов и ссылаюсь на публикации "Сэфер". Большое спасибо всему коллективу "Центра" за неустанный труд и усилия на просветительной ниве. Желаю творческих успехов и вдохновляющих находок! :)

Жаргал Бадагаров (Германия)

Это первая Сэферовская школа для меня. Все понравилось, особенно он-лайн формат и возможность научиться новому находясь дома. Особенно понравился практический аспект, т.к. в других школах делался упор на обучение чтению и грамматическому разбору (например, школа по турфанским памятникам в Берлине) без практики каллиграфии. Последнее чрезвычайно важно и позволяет освоить чтение в процессе обучения письму.

Я освоил азы пальмирского письма, каллиграфии и эпиграфики, прорисовал полностью надпись PAT0556, сделал на основе прорисовки шрифт с лигатурами (aramaic_PAT0556-Regular.ttf) на базе юникодовой части иврита с набором на клавиатурной раскладке для иврита соответственно, предложил отражать лигатуры в транслитерации при помощи "+" или "_" (нижнее подчеркивание), может быть отдельно для верхних и нижних соединений, т.к. эта информация может быть полезной как с практической т.зр. при создании шрифтов, так и с теоретической, т. к. может давать важную информацию о взаимовлиянии традиций и их развитии.

Эмилиано Ранокки (Краков)

Я открыл, насколько повседневный разговорный иврит отличается от литературного, официального языка, и почему и что обосновывает отличия и как можно такой извод современного иврита анализировать на уровне морфонологии.

Это был новый формат, думаю, что стоит его продолжать в будущем…

Я уже некоторое время систематически занимаюсь иудаикой. Программы Центра "Сефер" являются для меня неоценимой возможностью получения языковой подготовки по древнееврейскому, современному ивриту и идишу. Часто тоже слушаю лекции по еврейской культуре. Поскольку я уже не студент, мне было бы трудно поступить в университет, а так я могу получить желанное образование, не выходя из дома.

Фотографии


__________________________________________________________________

23–29 августа 2021 года Центр «Сэфер» совместно с Институтом классического Востока и античности НИУ ВШЭ проводят летнюю онлайн-школу по полевым и цифровым исследованиям в арамеистике и гебраистике. Школа организуется при поддержке Genesis Philanthropy Group. Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Программа школы для вольнослушателей

Программа школы сочетает ставшие уже привычно-актуальными в условиях пандемии цифровые исследования с опытом лекторов и тьюторов в области полевых исследований арамейских языков. Например, участники школы смогут попробовать себя в подготовке к изданию уже записанного полевого текста, а также провести исследование базовой лексики в диалектах одного из новоарамейских языков. В обоих случаях речь идет об обработке массива полевых данных с использованием современных цифровых ресурсов и методов: электронных корпусов, словарей и других лингвистических баз данных.

Лекционно-семинарская программа школы включает как занятия, непосредственно связанные с исследовательскими треками, так и лекции, помогающие лучше понять более широкую диахроническую и теоретическую перспективу проводимых в рамках школы исследований. Вводные лекции по фонологии и морфологии современного западного арамейского языка (С.Лёзов) и языка Туройо (Ю.Фурман), морфонологии современного иврита (А.Ольман) с одной стороны, помогут участникам исследовательских групп подготовиться к самостоятельной работе, с другой стороны, эти лекции могут быть интересны всем, кто хочет ближе познакомиться с актуальными исследованиями живых семитских языков. Научные интересы преподавателей-участников школы связаны и с древними семитскими языками. Мини-курс о диахронических процессах в классическом мандейском языке (на англ. языке, M. Morgenstern) позволяет увидеть некоторые проблемы изучения арамейских языков в аспекте языковых изменений. Лекция о пальмирском языке в контексте диалектологии арамейских языков первых веков н.э. (А. Лявданский), являясь введением для одного из исследовательских треков, может быть полезной всем, кто интересуется историей арамейских языков. Одно из увлекательных направлений изучения письменных памятников арамейского языка представлено лекцией о сирийских заклинательных текстах (А. Черкашина)

В рамках методологического блока будут проведены семинары:

Новоарамейские электронные корпуса и как ими пользоваться (А. Лявданский)

Полевые методы исследования базовой лексики в диалектологии (Ю. Фурман)

Пальмирское письмо и цифровая палеография (А. Чекаль)

Участники школы будут вести самостоятельные исследования под руководством тьюторов по следующим направлениям:

Издание полевого текста на современном западном арамейском языке (С.Лёзов)

Исследование лексики в диалектах туройо (Ю.Фурман)

Исследование магических ритуалов в сирийских заклинательных сборниках (А.Черкашина)

Исследование пальмирского письма цифровыми методами (А.ЧекальА.Лявданский)

Исследование морфонологии современного разговорного иврита (А.Ольман)

В рамках школы возможно два формата участия:

1) В роли студента - в этом случае вы не только слушаете лекции, но и участвуете в семинарах и проводите самостоятельное научное исследование под руководством тьютора. Дедлайн подачи заявок на участие в качестве студента - 10 августа.

2) В роли вольнослушателя - в этом случае вы получаете доступ только к лекциям. Дедлайн подачи заявок на участие в качестве вольнослушателя - 20 августа.

Чтобы подать заявку, заполните одну из этих анкет:


Ресурс 2.png                Безымянный.png