«Фантомные евреи»: еврейское присутствие в Российской империи до разделов Речи Посполитой

герасимова.JPG
Герасимова Виктория 
(к.и.н. руководитель Лаборатории изучения еврейской цивилизации исторического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского) 

Еще на рубеже XIX-ХХ в. классик еврейской  историографии С. Дубнов называл период до разделов Речи Посполитой, т.е. до инкорпорации массового еврейского населения в состав Российской империи, «одним из самых темных периодов русско-еврейской истории». Несмотря на заметные успехи в изучении истории евреев в России, этот период по-прежнему является одним из самых малоизученных. Современные авторы, касаясь проблемы еврейского присутствия, ограничиваются одним абзацем, в котором обычно констатируют факт существования политики государственного антисемитизма и запрета для евреев находиться на территории Российской империи. В рамках представленного мини-курса мы попробуем разобраться, действительно ли вся история евреев в Российской империи до разделов Речи Посполитой умещается в один абзац и заслуживает однозначной оценки (на самом деле нет). Мы рассмотрим четыре ключевые проблемы: зигзаги государственной политики в отношении евреев и влияние личностного фактора на формирование этно-конфессиональной политики в империи; особенности общинной жизни евреев на полулегальном положении; иудео-христианские отношения и специфику восприятия иудеев жителями Российской империи; практику перехода иудеев в православие и проблему адаптации крещеных евреев в российском социуме. Подготовка к семинару предполагает ознакомление студентов с рекомендованным списком источников и литературы.  

Силлабус:

Занятие 1. «Старомосковская нетерпимость» vs. рациональный прагматизм: политика российского государства в отношении евреев в оценках «классиков» и современников»
Политика московских царей в отношении евреев. Петр Iи евреи: попытки сотрудничества. Указ 1727 г. о выселении евреев за рубеж и контекст его возникновения. Закон и практика в отношении еврейского присутствия в Российской империи. «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли»: елизаветинская политика религиозной нетерпимости. Указ о выселении евреев из Российской империи 1742 г.: идея, реализация, последствия. Екатерина II и евреи. Расширение пропасти между законом и практикой. Политика российских правителей в отношении еврейского меньшинства в оценке С. Дубнова, Ю. Гессена, В.В. Стоклицкой-Терешкович и Дж. Клиера. 
Литература: 
1. Гессен Ю.И. Евреи в Московском государстве XV – XVII вв. / Ю.И. Гессен // Еврейская старина. 1915. Вып. 1. С. 1-19; Вып. 2. С. 153-172.
2. Стоклицкая-Терешкович В.В.  Евреи в России при Петре Великом и его ближайших преемниках / В.В. Стоклицкая-Терешкович // Вестник Еврейского Университета в Москве. М., 1994. № 1(5). С. 172-214.
3. КлиерДж.Д. Россия собирает своих евреев. Происхождениееврейского вопроса в России: 1772-1825. М.; Иерусалим, 2000.
Источники: 
Леванда В.О. Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от Уложения царя Алексея Михайловича до настоящего времени. СПб., 1874.

Занятие 2. Еврейская община как «фантом» в российском имперском контексте
Еврейская общинная жизнь в отсутствии официального признания: положение де юре и де факто. Еврейская жизнь русско-польского пограничья (Смоленщина, Левобережная Украина, Слободская Украина) и российских столиц (Москва и Петербург). Роль «придворных» евреев в организации еврейской жизни в России. Иудаизм в минимальном исполнении: религиозные практики в полулегальных условиях.   
Литература:
1. Калик Ю. Будущее российское еврейство: евреи в восточных землях Речи Посполитой / Ю. Калик // История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. М.: Мосты культуры/ Гешарим, 2010. – С. 243-266.
2. Калик Ю. Еврейское присутствие в России в XVI-XVIII вв. / Ю. Калик // История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени. М.: Мосты культуры-Гешарим, 2010. С. 321-344.
3. Рибинський В. До історії жидів на Лівобережній Україні в половині ХУІІІ ст. // Збірник праць жидівської історично-археографічної комісії. Кн. 1. К., 1928. С. 1-97.
4. Выдворение евреев из Малороссии во второй четверти 18 века // Еврейская старина. 1913. Вып. 1 (январь-март) С. 123-129; Вып. 3 (июль-сентябрь). С. 351-366; Вып. 4 (октябрь-декабрь). С. 526-536.

Занятие 3. Иудео-христианские отношения в Российской империи XVIII в.: контакты и конфликты
Источники сведения о евреях в Российской империи XVIIIв. Еврейская общинная жизнь и окружающее население: контакты и конфликты. Иудаизм и евреи в народном сознании: случай Смоленщины. Трансфер мифа о кровавом навете в Российской империи. Российское православное духовенство и евреи. Межконфессиональное взаимодействие: дело Боруха Лейбова и Александра Возницына, следствие о «казанской секте жидовствующих». 
Литература:
1. Стоклицкая-Терешкович, В.В.  Первый ритуальный процесс в России (1702) // Еврейская старина. Т. Х. Птг, 1918. С. 7-26.
2. Герасимова В.А. К истории иудео-христианских взаимоотношений в России в первой половине XVIII века // Россия XXI век. 2012. № 1. С. 160-179.   
3. Неизвестное следствие о «Казанской секте жидовствующих» 1748-1749 / Публ. Д. Фельдмана // Вестник Еврейского Университета. – № 2 (20). – 1999. – С. 296-323.
4. Герасимова В. А. «Заочное знакомство».Источники сведений о евреях в Российской империи в XVIII в.(до разделов Речи Посполитой) // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. – М., 2017. С. 139-158. 
Источники: 
Дело о сожжении отставного морского флота капитан-поручика Александра Возницына за отпадение в еврейскую веру и Бороха Лейбова за совращение его (1738 год) / Публ. и вступление И.Ю.  Маркона // Пережитое. – СПб., 1911-1913. – Т.2 Прил. – С. 3-48; – Т.3 Прил. – С.49-80; – Т.4. Прил. – С. 81-112.
Дополнительная литература: 
Kalik J.  The Orthodox Church and the Jews in the Polish-Lithuanian Commonwealth / J. Kalik // Jewish History. 2003. No. 17.P. 229-237.

Занятие 4. «Бывшие жиды»: практика перехода иудеев в православие до разделов Речи Посполитой
Статус иноверца и практика перехода в православие в Московском государстве и Российской империи. Статистика крещений иудеев в православие. Мотивация желающих креститься. Переход в православие как бюрократический и символический процесс. Проблема адаптации неофитов в российском социуме. 
Литература:
1. Герасимова В.А. Междуиудаизмом и православием. К вопросу о смене веры и миграции иудеев на русско-польском пограничье в XVIII в. // Вопросы истории. 2016. № 9. С. 158-169.  
2. Brüning A. Religious Conversions in Early 18th Century Ukraine // TheatrumHumanae Vitae. СтудiïнапошануНаталiЯковенко [Studies in Honor of Natalia Iakovenko]. Киïв: Laurus, 2012. P. 539-558. 
Источники:
Рибинський В. До історії жидів на Лівобережній Україні в половині ХУІІІ ст. // Збірник праць жидівської історично-археографічної комісії.Кн. 1.К., 1928. С. 1-97.
Дополнительная литература:
GoldbergY. Ha-mumarimbemamlekhetPolin-Lita / Y. Goldberg.Yerushalayim, 1985. (иврит)
KaźmierczykA.RodziłemsięŻydem... KonwersjaŻydów w Rzeczypospolitej w XVII-XVIIIwieku. Kraków:KsięgarniaAkademicka,2015.