ПОЛЕВАЯ ШКОЛА ПО ЕВРЕЙСКОЙ ЭТНОГРАФИИ И ЭПИГРАФИКЕ

в г. ГЛУБОКОЕ (БЕЛОРУССИЯ, ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ)


2230 июля состоялась школа по еврейской этнографии и эпиграфике в Глубоком (Белоруссия). Школа была организована совместно с Институтом славяноведения РАН при финансовой поддержке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), UJA Federation of NY, Российского научного фонда и Rothschild Foundation Europe. Всестороннюю помощь в проведении школы оказывала местная администрация – Глубокский районный исполнительный комитет. Главным инициатором изучения еврейской истории города Глубокого стала участница наших программ, глубочанка, аспирантка Гродненского государственного университета им. Янки Купалы Маргарита Коженевская, которая не только подала идею проведения школы в этом регионе, но и сделала все возможное и невозможное для организации школы (от договоренностей с администрацией, бронирования гостиницы, до организации переноса оставшихся за пределами границ еврейского кладбища мацев). Маргарита занимается изучением еврейской истории своего города и планирует посвятить ряд статей, в том числе и в будущем сборнике по результатам экспедиции, еврейской общине своего города.


В работе экспедиции приняли участие этнографы и эпиграфисты, специалисты архивного дела, исследователи в области иудаики (студенты, аспиранты, кандидаты и доктора наук), а также местные краеведы и волонтеры. Всего, не считая волонтеров, экспедиция включала 30 участников.
Этнографической частью экспедиции руководили д.ф.н Ольга Белова (Ин-т Славяноведения РАН) и д.ф.н Андрей Мороз (РГГУ). В этом же потоке приняли участие 10 этнографов из Москвы, Воронежа, Санкт-Петербурга, Томска, Минска, Глубокого, Мичигана. За время экспедиции этнографы записали более 75 интервью продолжительностью 120 часов.

Команду эпиграфистов возглавляли д-р Михаил Носоновский (Милуоки), Михаил Васильев (Воронеж-Москва), Александра Фишель (Киев). Участники эпиграфического потока (11 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Борисова, Горловки) занимались описанием еврейского кладбища (чтение и расшифровка эпитафий, каталогизация памятников). 

Участники школы

Было полностью описано кладбище Глубокого (около 570 памятников). Из них: более 400 в основной части кладбища, около 120  обломки стел, возвращенные на кладбище после вторичного использования и 31 стела (наиболее старые надгробия, в том числе наша главная находка, о которой пойдет речь ниже) найдена на склоне за оградой. Часть из них (примерно треть) была перемещена на территорию кладбища с помощью наших участников и работников, направленных к нам местной администрацией.

За время экспедиции эпиграфистами было сделано настоящее открытие. Евреи, жившие в Глубоком, принадлежали к общине Сморгони. В 1742 году евреи Глубокого получили разрешения от виленского епископа построить деревянную синагогу на месте прежней,  сгоревшей. Тогда же они получили разрешение хоронить мертвых за пределами местечка, что может быть интерпретировано как разрешение создать еврейское кладбище или как согласие на продолжение его использования. Эпиграфисты нашли за оградой кладбища несколько мацев 1720-х гг, а в конце экспедиции и одну из старейших мацев в Белоруссии  стелу, сделанную из мельничного жернова и датированную 1708 г. Это открытие сразу привлекло внимание как местной прессы, так и зарубежных сайтов. 

 

Помимо интенсивной полевой работы и ежедневных семинаров по обработке собранного материала на школе было прочитано несколько пленарных лекций:
• Инна Соркина (Гродно) "Феномен поликультурности местечка Восточной Европы (на примере Глубокого)"
• Михаил Крутиков (Мичиган) "Райсн: Беларусь в еврейской культуре ХХ в."
• Михаил Носоновский (Милуоки) "Восточноевропейские еврейские эпитафии как исторический, антропологический и культурологический источник"
• Владимир Петрухин (Москва) "Судьбы евреев в средневековой Руси. От «кенаанитов» к «жидовствующим»"
• Андрей Мороз (Москва) "Еврейский город без евреев"
• Ольга Белова (Москва) "Этнокультурные контакты славян и евреев на Витебщине: этнографические источники XIX – начала XX в. и современные полевые материалы"


Отдельным бонусом для участников стала лекция профессора Мичиганского университета, известного идишиста М. Крутикова, посвященная истории штетла, экономическому развитию еврейского местечка, трансформации изображения штетла в еврейской литературе 19-20 вв., которую он прочел по просьбам желающих в шаббат.

Практически все лекции были записаны на видео и будут скоро выложены на сайте.

На школе была организована и культурная программа – концерт известного белорусского барда Алексея Жбанова «Lomir ale zingen! Спяваем разам песні на ідыш і ў перакладзе на беларускую мову», концерт посетили не только участники школы, но и многие жители города.

Материалы школы предполагается опубликовать в сборнике.

Пресса о нас:

Статьи о находке мацевы 1708 г. на сайте "Виртуальный штетл" на русскомивритепольском и английском языке

Статья Михаила Крутикова на идише о нашей школе.

Статья и аудиозапись интервью с Михаилом Носоновским на сайте белорусской радиостанции «Рация» о школе и об открытии.

Статья о школе и аудиозапись интервью Александры Фишель на сайте радиостанции «Рация».

О школе писала и местная бумажная пресса «Веснік Глыбоччыны» 29 июля 2015 г. №60, 30 июля 2015 вышла короткая электронная версия этой статьи.

Не только региональная пресса, но и главная газета Белоруссии опубликовала материал о школе


Фотографии доступны в альбоме на нашем сайте. 

Ролик о школе-экспедиции (реж. Валентина Корабельникова)