Проблемы мемориализации Холокоста в искусстве, историографии и общественно-политическом дискурсе (на примере Израиля, Германии, США и Центральной Европы)


Krimer.JPG

д-р Ксения Полуэктова-Кример 
(преподаватель London Gates Education Group, Москва) 


Настоящий бум в изучении коллективной памяти и «политики памяти», переживаемый исторической дисциплиной в последние десятилетия, привел к появлению целого ряда работ, изучающих иконографию памятников, музеев и мемориалов Холокоста, а также репрезентации истории Второй Мировой войны,  произведенные в поле массовой культуры: кинематографа, масс-медиа и литературы. Исследования историков и художественных критиков, посвященные «местам», «формам» и «практикам» коллективной памяти, дают представления о мотивах мемориализации исторических травм, о том, с какими намерениям, во имя чего и как мы помним прошлое, о связи рефлексии о прошлом с идеологическими и политическими нуждами настоящего.

Спецкурс о мемориализации Холокоста посвящен особенностям коллективной памяти о Шоа в Израиле, Германии, США, Центральной Европе через ее репрезентации, созданные в различных жанрах: от профессиональной историографии, музейной экспозиции, коллективного ритуала и мемориала, до кинематографа и литературы. Нас будут интересовать культурные, идеологические, исторические, и политические факторы, определяющие форму и содержание мемориальной культуры в каждом из выбранных нами национальных контекстов, а также отношения между коллективной, «официальной» памятью и памятью частной, личной; между профессиональными («объективными») историческими нарративами, созданными историками, и популярными/художественными интерпретациями истории, произведенными в поле массовой культуры.


1. Израиль: Восприятие Катастрофы и европейских беженцев еврейскими поселенцами в Палестине и молодым израильским обществом (1933–1961) – героизм vs. мученичество – изменение публичного дискурса о Шоа от стыда за т.н. «пассивность» и прославления героизма борцов гетто к мемориализации погибших как ключевому аспекту израильской идентичности – дело Каcтнера – суд над Эйхманом – немецкие репарации – феномен второго поколения в психотерапии и культуре – язык Шоа в политическом дискурсе от Менахема Бегина до сегодняшнего дня и т.п.)

  • Tom Segev, The Seventh Million: The Israelis and the Holocaust (New York: Owl Books, 2000), 113-139, 477-507.
  • Давид Гроссман, Момик // См.СтатьюЛюбовь Пер. с иврита Св. Шенбрунн (Москва: Текст, 2007).
  • Yehuda Elkana, «For Forgetting,” Haaretz, 16 March 1988: 18.
  • Dina Porat, “Attitudes of the Young State of Israel toward the Holocaust and Its Survivors: A Debate over Identity and Values”, Laurence I. Silberstein (ed.), New Perspectives on Israeli History:  The Early Years of the State (New York: New York University Press, 1991), 157 – 174. 
  • Tamar Fox, Inherited Memories: Israeli Children of Holocaust Survivors (London and New York: Cassel, 1999).
  • Лиззи Дорон, Почему ты не пришла до войны? (Москва: Текст, 2008)
  • Яэль Зерубавель,  «Смерть памяти и память смерти: Масада и Холокост  как исторические метафоры» // История и коллективная память. Сборник  статей по еврейской историографии (Москва: Мосты культуры, 2008), 193 -231.

2. Германия и наследие нацизма: кризис 1960-х, поиск нового мемориального языка – от фигуративного искусства к нефигуративным контр-монументам – память о Третьем Рейхе в ГДР и ФРГ (мемориал Бухенвальда vs мемориал Дахау) – «спор историков» – дискуссия вокруг берлинского мемориала жертвам Холокоста 

  • James Young, “Germany: The Ambiguity of Memory” in The Texture of Memory: Holocaust Memorials and Meaning (New Haven and London: Yale UP, 1993), 17-112.
  • Ian Buruma, Wages of Guilt: Memories of War in Germany and Japan (New York: NYRB, 1994)
  • Dav Bar-On, Legacy of Silence: Encounters with Children of the Third Reich (Cambridge, Massachusetts and London, England: Harvard University Press 1989).
  • Anne Fuchs, Mary Cosgrove, Georg Grote (eds.) German Memory Contests: The Quest for Identity in Literature, Film and Discourse Since 1990 (Rochester, NY and Woodbridge: Camden House, 2006)
  • Gavriel F. Roselfeld, Paul Jaskot (eds.) Beyond Berlin: Twelve German Cities Confront the Nazi Past (Ann Arbor: University of Michigan Press, 2015).

3. США: Массовая культура и Холокост/Политика идентичности и Холокост – Холокост и civil rights movement (1955-1968) – Голливуд и формирование кино-языка для репрезентации травмы ("Холокост", "The Pawnbroker", "Список Шиндллера" – другие жанры ("Maus").

  • Petr Novick, The Holocaust in American Life (Boston and New York: The Mariner Books, 2000), 19-47, 207-281.
  • Edward Linenthal, Preserving Memory: The Struggle to Create America’s Holocaust Museum (New York: Columbia UP, 2001).
  • Alan Mintz, Popular Culture and the Shaping of Holocaust Memory in America (University of Washington Press, 2001).
  • Dorothy Rabinowitz, New Lives: Survivors of the Holocaust Living in America (Lincoln: iUniverse, 1976).
  • «Ростовщик» [The Pawnbroker], реж. Сидни Люмет (1965)
  • Art Spiegelman, Maus I , Maus II (Pantheon, 1996).
  • Jack Kugelmass “The Rites of the Tribe: The Meaning of Poland for American Jewish Tourists,”in Jack Kugelmass (ed.), YIVO Annual, Vol. 21: Going Home (Evanston, IL: Northwestern University Press and the YIVO Institute for Jewish Research, 1993).

4. Центральная Европа (Польша и Венгрия): мемориализация Холокоста и современный антисемитизм: Книги Яна Гросса ("Соседи", "Золотая жатва", "Страх") и дебаты в польском обществе – Венгерские музеи и памятники ("Дом террора", "Музей Холокоста на улице Пава", памятник Венгрии на площади Свободы и "народны" монумент возле него и т.п.) – новый политический антисемитизм в орбановской Венгрии

  • James Young, “Poland: The Ruins of Memory” in The Texture of Memory: Holocaust Memorials and Meaning (New Haven and London: Yale UP, 1993), 113-208.
  • Ruth Ellen Gruber, Virtually Jewish: Reinventing Jewish Culture in Europe (Berkley, LA, London: University of California Press, 2002).
  • Sacha Batthyány, A Crime in the Family (De Capo Press, 2017)
  • «1945», реж. Ференц Терек по рассказу Габора Санто.
  • Ян Гросс, Соседи: История уничтожения еврейского местечка (Москва: Текст, 2002)
  • Ян Гросс, Ирена Грудзинская-Гросс, Золотая Жатва: О том, что происходило вокруг истребления евреев ( Москва: Нестор История, 2017)
  • Jan Gross, Fear: Anti-Semitism in Poland after Auschwitz (Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2006)
  • Antony Polonsky, Joanna B. Michlic (eds.), The Neighbors Respond: The Controversy over the Jedwabne Massacre in Poland (Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2004)
  • Antony Polonsky (ed.) My Brother's Keeper? Recent Polish Debates on the Holocaust (New York: Routledge, Chapman & Hall, 204 pp., Publication Date: 1990)