ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ИУДАИКЕ В ЛАТВИИ (23-30 ИЮЛЯ 2018 г.)
ЕВРЕИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 
МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ


С 23 по 30 июля в Риге и Апшуциемсе прошла международная летняя школа по иудаике «Евреи в национальных государствах Восточной Европы между мировыми войнами».
Школа была организована московским Центром научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗах «Сэфер», International Center for University Teaching of Jewish Civilization (The Hebrew University of Jerusalem) и рижским музеем «Евреи в Латвии». Организацию школы финансово поддержали Genesis Philanthropy Group, EAJC и Израильский культурный центр в Москве.

oblozhka_12-1.jpg  

Школа открылась в Риге экскурсией по Старому городу, посещением синагоги Пейтав-шул и пленарной лекцией профессора ЛУ Айвара Странги «Латвия. 100 лет независимости: латыши и евреи в борьбе за независимость, 1918-1920». 

DSCF6293.JPG  IMG_0165.JPG

На следующей день участники и лекторы школы после авторских экскурсий историка Ильи Ленского по Риге и второй пленарной лекции профессора Айвара Странги «Евреи в демократической Латвии, 1920 – 1934» отправились в Апшуциемс.

DSCF6201.JPG  DSCF6368.JPG    
В рамках школы слушателям – студентам, молодым исследователям и преподавателям из России, Белоруссии, Украины, Польши, Латвии, Германии, Израиля и Америки —  было предложено 2 лекционных потока: «Литература и культура» и «Политика и общество». 

DSCF6494.JPG  

Каждый поток был представлен 3 лекционными курсами, которые читали ведущие специалисты в своей области. Профессор Михаил Крутиков из Мичиганского университета Энн-Арбор (США) прочел лекции о поэте Ицике Мангере, создавшем свою уникальную мифологию Восточной Европы. Доктор Григорий Казовский из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) в 4 лекциях рассказал о еврейской культуре в межвоенной Восточной Европе, акцентировав основные тенденции развития еврейской культуры, практику еврейских культурных ассоциаций и художественных группировок. В свою очередь профессор Валерий Дымшиц (Центр «Петербургская иудаика», Европейский университет (Россия) сосредоточил внимание участников школы на четырех центрах польской литературы на идише и писателях, чья творческая судьба была связана с этими центрами.

IMG_1882.JPG

Лекционный поток, посвященный «Политике и обществу», включал в себя курсы доктора Семена Гольдина из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль), доктора Лары Лемперт из Центра иудаики Национальной библиотеки Литвы и исследователя, директора музея «Евреи в Латвии» Ильи Ленского. Курс доктора Гольдина «Евреи и национальные государства в межвоенной Восточной Европе (1918 – 1939)» затрагивал проблему формирования «новой Европы» и ее отношения к «еврейскому вопросу». Доктор Лара Лемперт прочла лекции, посвященные теме взаимоотношения евреев и литовцев в межвоенный период. Историк Илья Ленский обратился к проблеме существования евреев Латвии и Эстонии в межвоенный период в курсе «Удачный опыт? Евреи в Латвии и Эстонии, 1917 – 1940». 

IMG_1746 (1).JPG 
В рамках школы один день был полностью посвящен экскурсиям по еврейским местам (местечкам) Курляндии – Айзпуте, Кулдиге, Сабиле и Тукумсу, осмотром зданий синагог и еврейских кладбищ. Экскурсии вел исследователь и историк Илья Ленский.

IMG_1682.JPG  IMG_7924.JPG

Вечерами участникам школы на выбор были предложены различные мастер классы и семинары: профессор Алексей Сиверцев (Университет Депол, США) вел мастер класс по быстрому написанию научных статей, профессор Дымшиц предложил опыт медленного (про)чтения пьесы «Закат» И. Бабеля, а Екатерина Дубровская (СПбГУ) и Елена Дякива (ЛГУ им. Пушкина) вели музыкальный мастер класс песен на идише.
Несколько вечеров были посвящены кинопросмотрам: участники смотрели и активно обсуждали недавно вышедшую на экраны «Тесноту» Кантемира Балагова и фильм на идише «Без дома», снятый в 1939 году по известной пьесе Я. Гордина.

DSCF8061.JPG  DSCF8063.JPG

Кульминацией школы стал круглый стол на животрепещущую тему «Как 'вчера' определяет 'сегодня': межвоенная история Восточной Европы и сегодняшние 'войны памяти'», сопровождавшийся жаркими дискуссиями. 
Школа завершилась прекрасным концертом группы «Добраночь» (Санкт-Петербург) и экскурсией по Юрмале с осмотром зданий бывших юрмальских синагог.

Темы и вопросы, затронутые в рамках лекционных курсов на школе, как заметили участники, дали отличный импульс для дальнейших научных и творческих поисков в области иудаики.

DSCF8481 (1).JPG

Светлана Погодина, Dr. philol, docent



Отзывы участников

Эстер Зыскина (Модиин)
Когда что-то хорошее заканчивается, всегда очень обидно. Ну вот же оно, руку протяни — и оно тут! Как так получилось, что целая неделя пролетела, как один миг?
Это была моя первая летняя стационарная школа Центр Сэфер — как-то раньше удавалось попасть либо на зимние, либо на летние полевые. А тут со мной, можно скачать, случился уникальный опыт :) С одной стороны, ты вроде как ходишь на лекции, пишешь конспекты, ездишь/ходишь пешком на экскурсии и всячески академически обогащаешься, с другой — рукой подать до моря, вода в котором всю неделю чуть ли не 25 градусов, чего в этих краях за двадцать лет не было. И на всё хватает времени, и можно просочетать стимуляцию мозга с физическим расслаблением. Идеально. Узнавай новое, прыгай в волнах, смотри на лунное затмение, а под конец это всё можно отшлифовать концертом группы Dobranoc, и картина мира приобретает завершённость и совершенство.
Ещё для меня было очень важно посмотреть на почти родные места с совершенно новой точки зрения. Вплоть до того, что в Дубултах и в Майори, которые я (как мне казалось) знаю лучше своих пяти пальцев, были синагоги, и их здания сохранились!
Вообще это невообразимо грустно и страшно, когда осознаёшь, что мир, которого больше нет и никогда не будет, гораздо ближе, чем кажется. Вот так выглядела эта синагога в тридцатые годы. Вон, видите тот угол, где свалена плитка? Эта фотография сделана оттуда. А вот тут был арон hа-кодеш, а потом в советское время на его месте прорубили дверь, а теперь снова заделали. Давно, в прошлой жизни... каких-то 75 лет назад!
С другой стороны, у нас была возможность узнать об этом ушедшем мире так много, насколько можно за неделю. И это прекрасно, потому что знать — значит, помнить, никогда не забывать и искать всё больше об этом огромном, необъятном мире, которого больше нет и никогда не будет.
Центр Сэфер, спасибо за очередную прекрасную школу! Каждая такая школа — как возвращение домой. 
Спасибо всем чудесным людям, создававшим это ощущение дома! В том числе, тем, с кем никогда не стыдно и всегда весело! ;)
До встреч на волнах и не только!

Екатерина Белкина (Санкт-Петербург)
Это была, на удивление, невероятно "морская" школа, которая позволила и поучиться уму-разуму, и отдохнуть. Я долго думала, смогу ли поехать, - и не пожалела! Буду краткой: я довольна, желаю побольше таких школ и чтобы с погодой также фартило ;-) И еще побольше стран и мест, они создают лучше атмосферу, чем 4 стены лекционной аудитории в одном парк-отеле или вообще в центре города. Надеюсь, что польско-латвийская практика последних лет продолжится (я только буду рада!) в самом ближайшем будущем! Не смогу перечислить всех, кому я признательна и благодарна за эту школу!

Дарья Смирнова (Москва)
Собираясь на сэфер #лето_2018, я была в предвкушении встречи с ещё не исхоженной мной Латвией и погружения в малоизученный мной период европейской истории меж двух мировых войн, кроме того, я ехала за знаниями тех людей, которые должны были читать курсы лекций. Мало сказать, что мои ожидания оправдались. Были потрясающие думающие люди, были простые, а с тем и глубокие разговоры, были подняты острые неудобные вопросы, актуальные до сих пор, были найдены темы, являющиеся белыми пятнами и поныне - мы погружались в политические, культурные, литературные реалии стран Восточной Европы, вскрывая и аккуратно очищая один слой за другим. И всё это в сосновом бору на берегу Рижского залива в какой-то волшебной атмосфере единства.
Эта поездка на столькое уже вдохновила и столькое ещё впереди. Пару часов назад обменявшись с друзьями впечатлениями, пришли к мысли о волонтерских поездках по еврейским местам региона с целью ухода за кладбищами, памятниками, мемориалами, и здесь необходимы советы от старейшин Сэфера, где и как это лучше организовать. Ещё одна свежая идея.
Огромное спасибо всем, кто сотворил эту чудную сказку!

Иван Прибегин (Одесса)
Это была прекрасно организованная, увлекательная и полезная школа. Понравилось практически всё: и лекции, и мастер-классы, и развлекательная программа. Было, как всегда, много еврейской музыки и кино. Приятным дополнением к программе школы стала насыщенная экскурсионная программа. Ещё хотелось бы сказать спасибо Сэферу за очередную возможность увидеть старых и завести новых друзей!

Анна Пантелеева (Елец)
Несколько лет подряд программы Центра "Сэфер" были моей недостижимой мечтой, поэтому, когда меня приняли на одну из школ, восторгам не было предела, и до сих пор свежесть ощущений не утрачена, потому что каждая школа уникальна. Летняя школа «Евреи в национальных государствах восточной Европы между мировыми войнами», проходившая в этом году в Латвии, запомнилась четкой логикой предложенных курсов, прекрасными лекторами, которые смогли заразить слушателей своим предметом, вдохновить и дать новые направления в осмыслении собственных исследований. Отдельно стоит отметить атмосферу, которая всегда присутствует на школах Сэфера и благодаря которой остается ощущение причастности какому-то большому и важному делу. Для меня с моим характером это очень важно, поскольку позволяет всегда держать определенный научный ориентир в поле зрения, не теряясь даже в самые сложные времена.
Я благодарна школе Сэфера за те новые академические (и личные) знакомства, которые иначе вряд ли бы состоялись. Школы Сэфера – это, безусловно, события высокого академического уровня, но это еще и определенный стиль научной жизни, вдохновляющий и мотивирующий к постоянной работе.



23–30 июля 2018 г. в Латвии состоится Летняя школа по иудаике, организованная Центром «Сэфер» совместно с International Center for University Teaching of Jewish Civilization, the Hebrew University of Jerusalem, Музеем «Евреи Латвии», Рижской еврейской общиной при поддержке Genesis Philanthropy Group, Натив, Евро-Азиатского еврейского конгресса и др. спонсоров. 

Школа приурочена к столетию окончания Первой мировой войны и месту евреев в национальных государствах Восточной Европы в межвоенный период.

для сайта картинка.JPG

Представители еврейских организаций на освящении знамени 
Общества евреев-освободителей Латвии. Рига, 17.05.1931

1918 год принёс Европе не только окончание Первой Мировой войны, но и появление целого ряда новых государств, возникших, возродившихся или расширившихся на обломках распавшихся империй. Эти государства стали неотъемлемой частью дипломатической жизни континента, взаимодействуя с Германией, Советским Союзом, Великобританией, Францией, и в то же время вступая в конфликты и заключая союзы друг с другом. Все они прошли через период насилия и войн в 1918–1921 г., многие из них отличались политической нестабильностью. Только немногим из них удалось сохранить демократическое устройство, большинство же раньше или позже пошли по пути авторитаризма и урезания гражданских свобод. 
Это был и период небывалого расцвета культурной жизни, когда новые национальные культуры в полной мере осваивали современные течения мировой литературы и живописи, и воспринимались как часть общеевропейского культурного процесса.

DSC_7665.JPG  DSC_7664.JPG

Возникновение новых государств означало абсолютно новые обстоятельства для евреев. Им приходилось решать вопросы взаимодействия с новыми национальными государствами, которые часто враждовали между собой, вопросы лояльности и идентичности, параллельно преодолевая экономические трудности и другие последствия войны. Внутриеврейские конфликты – между сионистами и автономистами, идишистами и гебраистами, светскими и религиозными – стали частью политической жизни тех стран, где жили евреи. Свою роль играли и взаимоотношения еврейских общин Восточной Европы с евреями Великобритании, Франции и США. 

DSC_7654.JPG

Как и в других европейских обществах, период между двумя мировыми войнами оказался для евреев чрезвычайно плодотворным в смысле культурного развития – это время расцвета еврейской модернистской литературы, живописи, популярной музыки, кинематографа. Еврейская пресса служила питательной средой для интеллектуальной жизни на пространстве от Балтики до Адриатики, создавая единое культурное пространство.

В начале 1930-х годов в новых государствах Восточной Европы жили 4.8 миллиона евреев – треть еврейского населения мира. Мы постараемся посмотреть на их историю межвоенного двадцатилетия через призму взаимоотношения с новыми странами, взаимоотношений с соседями, внутренней еврейской политики и культурной жизни. Цель школы – познакомить участников с этой очень разнообразной и интересной, но пока мало представленной в русскоязычной иудаике частью еврейской истории.

DSC_7430.JPG  DSC_7718.JPG  

К участию в Летней школе приглашаются студенты, аспиранты и молодые преподаватели (до 40 лет включительно), в сферу интересов которых входят история и культура евреев Восточной Европы ХХ в.
Программа Школы включает мини-курсы (по 4 лекций в каждом, участники школы смогут прослушать по 3 мини-курса); пленарные лекции и культурную программу. 
Участникам школы помимо учебной и культурной программы предоставляется бесплатное проживание и питание. 

Оплата проезда участников до Риги не возмещается. Все участники Школы должны будут внести вступительный взнос в размере 50 евро.

Заявки на участие в Летней школе (онлайн-анкета) принимаются до 15 мая 2018 г. Описание курсов ищите в таблице ниже по гиперссылкам (надо кликнуть на имя преподавателя).

ZrT7bKg.jpg

Сообщения о результатах конкурсного  отбора на Летнюю школу будут разосланы до 25 мая 2018 г.

Заранее благодарим вас за сотрудничество!

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ИУДАИКЕ В ЛАТВИИ (23-30 ИЮЛЯ 2018 г.)

Необходимо выбрать по 2 приоритета внутри каждой пары. Более подробную информацию о каждом курсе - силлабус (описание содержания  каждой лекции курса)  и  список библиографии – Вы найдете под аннотацией к каждому курсу.

1 пара 

2 пара 

3 пара 

Литература и культура




Политика
и общество