ШКОЛА ПО ЕВРЕЙСКОЙ ЭТНОГРАФИИ И ЭПИГРАФИКЕ 
В ПРИДНЕСТРОВЬЕ (4-16 ИЮЛЯ 2017 г.)

4-16 июля Центр «Сэфер» провел полевую школу-экспедицию в Приднестровье, которая стала продолжением работы, проводимой нами в этом регионе ранее: экспедиции в Подолии (Украина) и Молдавии в 2005–2012 гг. 

Школа организована при поддержке Genesis Philanthropy Group, UJA Federation of NY и других спонсоров.

Экспедиция объединила 30 участников из России, Белоруссии, Украины, Молдавии и Латвии. После общей встречи в Кишиневе и вводной лекции Валерия Дымшица «Евреи Молдавии и Приднестровья в историко-этнографической перспективе», экспедиция разделилась на два потока: этнографический (под руководством Светланы Амосовой и Марии Каспиной) и эпиграфический (под руководством Михаила Васильева и Александры Фишель). Помимо основной работы, выполняемой в рамках каждого из потоков, участники школы имели возможность послушать лекции и поучаствовать в практикумах ведущих специалистов на темы, связанные с проводимым исследованием. 

Программа школы-экспедиции
pridnestr_cover-1.jpg

Этнографический поток 
работал в трех городах Приднестровья – Тирасполе, Бендерах, Рыбнице, – где на сегодняшний день существуют большие еврейские общины, функционируют различные еврейские организации (Сохнут, Хесед и др.), есть действующие еврейские кладбища. Также было записано несколько интервью в Каменке, удалось поработать с нееврейским населением местечка Рашков и записать воспоминания о живших там евреях и различные стереотипы о них. Отдельная группа работала со старообрядцами в г. Тирасполе, основной задачей этой группы была запись воспоминаний о еврейской жизни в городе и взаимоотношениях двух этноконфессиональных общин. 

в отчет 1.JPG

Всего в ходе экспедиции было записано 130 интервью на русском языке и идише, а также удалось поучаствовать в субботних службах в синагоге Тирасполя и общине «Евреи за Иисуса» в том же городе, встретиться с представителями религиозной общины г. Бендер и со смотрителями еврейских кладбищ Тирасполя и Бендер. Во многом работа потока продолжила ранее начатые исследования евреев Подолии, Буковины и Бессарабии, которые проводились в ходе школ-экспедиций Центра «Сэфер» с 2005 по 2012 гг. Основными темами интервью были: формы традиционной религиозной еврейской жизни в городах (функционирование синагог и миньянов в советское время, существование шойхетов, выпечка мацы и пр.); неформальная еврейская экономика в советское время; еврейский фольклор (было записано несколько песен, игр, поговорок на идише); обряды жизненного цикла (записаны приметы и предписания, связанные с беременными женщинами, описания хупы и местные варианты погребального и поминального обряда, интересные региональные отличия были зафиксированы в г. Бендеры); обряды календарного цикла; кулинарные рецепты; народная медицина и многое другое. 

в отчет 3.jpg 

Еще одной яркой особенностью материала из данного региона стали воспоминания, записанные от жителей г. Рыбницы, об известном Рыбницком ребе, который жил в городе с 1941 по 1972 гг. В некоторых еврейских семьях до сих пор хранятся предметы, которые были получены от него в качестве амулетов. В г. Бендеры удалось поговорить с собирателем уникального архива пословиц, поговорок, различных малых жанров на идише - бывшим учителем физики Аркадием Петровичем Голяновским. Он начал собирать свои материалы в конце 1950-ых гг. в Подолии, Бессарабии и Волыни, в данный момент его архив составляет несколько тысяч единиц хранения. 

File49.jpg

В рамках работы вечерних семинаров обсуждались ежедневные результаты работы группы, планировалась работа следующего дня, а также были прослушаны и обсуждены несколько докладов: Марии Каспиной «Почитание хасидских цадиков  из династии Фридманов»; Светланы Амосовой «Имянаречение: традиции и трансформации обычая»; Анны Кушковой «Евреи в советской плановой экономике: этнические традиции и адаптация»; Валерия Дымшица «Идиш. Судьба языка впослереволюционный период»; Натальи Душаковой «Старообрядцы Приднестровья: история, идентичность, мифологические представления».

в отчет 4.JPG

Работа эпиграфического направления 
экспедиции проходила в Рашкове – одной из важнейших еврейских общин Подолии в XVIII в. В течение недели участники экспедиции (при активном содействии местных жителей) выполнили расчистку старого еврейского кладбища Рашкова, а также провели инвентаризацию обнаруженных надгробий.

IMG_0569.JPG  IMG_0594.JPG

Полевая работа включала фотосъемку каменных мацев, определение их размеров и особенностей декора, фиксацию надгробных надписей, а также составление подробной карты кладбища с указанием расположения отдельных стел. В общей сложности исследователи задокументировали более 950 памятников начала XVIII – середины XIX вв. Самые ранние из них датируются 1700ми - 1720ми гг. - началом расцвета рашковской еврейской общины. При этом особый интерес представляют не только тексты эпитафий, но и богатый резной декор в виде орнамента или изображений с традиционной еврейской символикой, украшающих большую часть надгробий.

10.JPG

Кроме того, в рамках экскурсионной программы участники эпиграфического потока обследовали еще два близлежащих еврейских кладбища, расположенных в Рашкове (современное кладбище) и Вадул-Рашкове (на другом берегу Днестра). Проведенная разведка позволила оценить размеры и состояние обоих некрополей, установить примерное число и датировку сохранившихся надгробий, а также сделать выводы о целесообразности их полного описания в ходе дальнейших экспедиций.

20246495_1998753263685936_2466286810971549226_n.jpg

Участники эпиграфического потока также проводили вечерние семинары, на которых обсуждались результаты текущей работы, и послушали лекции руководителей потока – Михаила Васильева и Александры Фишель, а также Михаила Каранаева.

IMG_0748.JPG

По итогам работы экспедиции планируется составить полный электронный каталог рашковского кладбища, который будет размещён в открытом доступе на сайте полевого архива Центра «Сэфер» вместе с этнографическими материалами.


Центр «Сэфер» выражает  благодарность за помощь в подготовке и организации экспедиции:
  • Музею Еврейского наследия Молдовы (ЕКЦ КЕДЕМ), г. Кишинев
  • Международному Центру Тренинга и Профессионального Развития, г. Кишинев
  • ОО ЕОБКЦ «Хэсэд», г. Тирасполя
  • Благотворительному еврейскому центру «Хэсэд Рахель», г. Рыбница
  • Рашковскому сельскому Совету


Отзывы участников

Уже неделя, как я вернулась из (тридцатиградусного!) Приднестровья, в котором я ходила по тёплым улицам, разговаривала с замечательными людьми и училась у других замечательных людей. Я в очередной раз благодарна Центру "Сэфер" за возможность поучиться у настоящих профессионалов своего дела и, как это всегда бывает, благодарна за единомышленников, которых встречаешь на каждой школе. Сложно поверить, что совсем недавно нам рассказывали про рыбницкого ребе, еврейские свадьбы, праздники и дело врачей, вспоминали идиш и пели песни. И еще я действительно советую всем, кому интересна еврейская этнография, послушать курс вебинаров, он выложен на сайте Центра. Можно составить примерное представление о том, что нам иногда доводилось услышать.

Амалия Пртавян, Москва

В этом году центр «Сэфер» щедро предложил этнографам и эпиграфистам отправиться в научно-полевую экспедицию в Приднестровье, где этнографы нашли для себя много интересной и плодотворной работы в разных городах Приднестровья: Тирасполе, Бендерах, Рыбнице, Каменке, Рашково. Это бывшие еврейские местечки, штетлы, в которых замечательно сохранилась еврейская традиция, поддерживаемая локальной спецификой региона. Это потрясающая возможность для исследователя традиционной культуры и еврейской этнографии погрузиться в местную историю, распознать универсальное и локальное, собрать материал по уже сформулированной проблематике или, напротив, найти для себя новую тематику. 
Суть успешных экспедиционных проектов Центра «Сэфер» - в гармоничном сочетании традиционных и экспериментальных подходов. Так, в этнографическом потоке работают исследователи и студенты разных научных школ, представители разных дисциплин и сторонники различных методологий. Именно в таком коллективном дружеском взаимодействии возникают идеи и вдохновение для дальнейших исследований и повседневной академической работы. Идеи, рождающиеся из впечатлений, которые сложно сразу облечь в слова и буквы, но которые питают весь последующий год, - как научно, так и эмоционально. 
Полевые экспедиции с Сэфером - это удивительная работа, которая всегда дает тебе намного больше того, на что ты смеешь рассчитывать.
Светлана Погодина, Рига

Отзыв Виктора Дамьяна о работе в эпиграфическом потоке можно прочитать в специальной статье, посвященной школе-экспедиции Центра "Сэфер" в Приднестровье. 



Характер работ в полевых школах – это описание и каталогизация еврейских некрополей и памятников еврейской культуры, сбор «устной истории» и фольклора, выявление архивных материалов, связанных с историей местных евреев. В данной школе предполагается работа по двум основным направлениям: этнография (устная история и фольклор) и эпиграфика.

Участники потока по устной истории и фольклору будут работать в основном в Тирасполе и Бендерах, где и сегодня существуют большие еврейские общины. Основной целью экспедиции будет изучение традиционной культуры и истории еврейского населения в Приднестровье. 
Вторым важным аспектом работы будет изучение межэтнических отношений и стереотипов (отдельная группа будет заниматься отношениям представителей старообрядческой общины и евреев). 
Евреи в Тирасполе появились сразу после основания города (1792 г.), в 1795 г. их численность была 464 человека, а в начале XX в. они составляли треть населения города. Первое упоминание о евреях в Бендерах относится к тому же периоду, что и в Тирасполе, – 1796 г., по переписи 1930 г. евреи составляли в городе 26,5% населения. Существенные отличия еврейских общин двух соседних городов обусловлены тем, что до 1940 г. Бендеры входили в состав Румынии, а Тирасполь – в СССР (в 1929–1940 гг. Тирасполь был столицей Молдавской АССР). 


piligrim201113_1.jpg


Участники эпиграфического потока будут работать на еврейском кладбище в Рашкове. 

Рашково (молд. Raşcov, укр. Рашків, ранее Рашков) расположен в юго-восточной части района на левом берегу Днестра. Он относится к старейшим городам и был основан в 1402 г. как торговая станция на реке Днестр. Первое упоминание о евреях Рашкова относится к 1637 г. В центральной части села сохранились стены синагоги, построенной предположительно в 1749 г. В это время Рашков становится центром духовной жизни многочисленной еврейской общины. Здесь располагается резиденция хасидских ребе рашковской династии. Рашков был одним из старейших еврейских поселений Молдовы, около 2000 евреев (примерно половина от общего числа населения) проживало в Рашкове перед Второй мировой войной.
Исторически Рашков относится к Подолии, и евреи Рашкова являлись интегральной частью евреев Подолии. 

синагого рашков.jpg


В Рашкове сохранилось два еврейских кладбища, одно из которых датируется началом XX в., а второе – старое – с многочисленными надгробиями XVIII–XIX вв. станет объектом нашей работы. 

IMG_7987.JPG

Мы приглашаем к участию в школе тех, у кого уже есть опыт полевых исследований (антропология, этнография, эпиграфика, фольклористика, устная история), а также тех, кто занимается теоретическими исследованиями в этих областях и хотел бы применить свои знания на практике.
Для членов этнографического потока (руководители: С. Амосова, М. Каспина) обязательно использование собственной техники (диктофонов, фотоаппаратов, видеокамер, ноутбуков); преимуществом при отборе участников будет знание идиша. 
При отборе членов эпиграфического потока (руководители: М. Васильев и А. Фишель) преимущество отдается опытным участникам, а также тем, кого не смущает физический труд на свежем воздухе (работа с лопатой, подъем и очистка памятников).

работа в бешнковичах.JPG

Для обработки собранных материалов эпиграфистам необходимо иметь при себе ноутбук/планшет, желательно наличие фотокамеры. 

Школа организована Центром «Сэфер» и Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН при поддержке Genesis Philanthropy Group, UJA Federation of NY и других спонсоров.