ПОЛЕВАЯ ШКОЛА ПО ЕВРЕЙСКОЙ ЭТНОГРАФИИ И ЭПИГРАФИКЕ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (4–12 АВГУСТА)

4-12 августа 2015 г. Центр «Сэфер» совместно с Институтом Славяноведения РАН (при поддержке Genesis Philanthropy Group в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества», UJA Federation of NY, Российского научного фонда и Rothschild Foundation Europe) провел полевую школу-экспедицию в Смоленской области.


Нажмите на изображение, чтобы скачать программу школы

Основными целями экспедиции были изучение истории и традиционной культуры еврейского населения западных областей России, каталогизация еврейских кладбищ, сбор видео и аудио интервью по устной истории, фольклору и традиционной культуре, поиск архивных материалов.

В школе-экспедиции приняли участие 30 человек (из Москвы, СПб, Варшавы, Минска, Киева, Риги, Казани, Смоленска, Хильдесхайма, Иерусалима, Нью-Йорка): 11 человек в команде этнографов (включая руководителей потока Марию Каспину и Светлану Амосову), 13 человек в команде эпиграфистов (включая руководителей потока Тамару Соломатину и Мотла Гордона), 3 преподавателя (Виктория Мочалова, Владимир Левин, Кшиштоф Белявский), координатор (Анна Шаевич), оператор (Екатерина Орлова), волонтер (Дмитрий Цурьев).

В ходе экспедиции участники этнографической группы работали в шести населенных пунктах Смоленской области (Смоленск, Рославль, Монастырщина, Любавичи, Шумячи, Петровичи), а также в пограничных белорусских Климовичах. 

Всего было записано и снято на видео около 50 интервью. В городе Смоленске и пос. Монастырщина участники экспедиции общались со старейшими представителями еврейской общины Смоленщины, были записаны воспоминания о еврейской жизни до Второй мировой войны, эвакуации, жизни в гетто и еврейских традициях, которые сохранялись в семьях все советское время. Кроме того, участникам этнографического потока удалось не только побеседовать с представителями общины г. Рославля, но и наблюдать некоторые элементы поминальной обрядности в ходе работы в день коллективного посещения еврейского кладбища в этом городе. В селах Любавичи и Петровичи были записаны интервью с не евреями о еврейской жизни до войны в этих местечках и о Холокосте. Также в селе Любавичи были записаны нарративы о современных еврейских практиках посещения могил, еврейской религиозной жизни в восприятии русских сельских жителей, оценки и восприятие того, зачем и как евреи посещают Любавичи. 


Участники эпиграфической группы работали на четырех объектах (еврейские кладбища Любавичей, Монастырщины, Шумячей, Петровичей). Всего было зафиксировано более 500 эпитафий. Каждое надгробие было не только прочитано, но и предварительно очищено, сфотографировано, замерено и нанесено на план.

В Любавичах участникам экспедиции удалось обнаружить эпитафии XVIII века (1794 год). Также в Любавичах участники и преподаватели эпиграфического потока оказали помощь местным активистам, ведущим работу по расчистке кладбища. В Петровичах были найдены и зафиксированы надгробия, положенные местными жителями в фундаменты домов предположительно еще до II Мировой войны или сразу после нее.

В целом с точки зрения практики по еврейской эпиграфике полевая школа была уникальна как возможность для участников попробовать свои силы на кладбищах с очень сильно различающимися параметрами: рельеф, сохранность памятников и т.п. Также важно, что все эти кладбища удалось зафиксировать полностью, так как они стремительно приходят в упадок. По нашей оценке, кладбище в Петровичах находится на грани полного разрушения. Кладбища в Любавичах, Монастырщине и Шумячах находятся в плохом состоянии.

Каждый рабочий день заканчивался семинаром-обсуждением (у этнографов и эпиграфистов они проходили отдельно), на которых подводились итоги дня, собирались файлы в общую базу данных, обсуждались планы и вырабатывалась тактика  следующего рабочего дня.

В качестве культурно-образовательной программы школы участники имели возможность прослушать пленарные лекции:

Сложность этой экспедиции заключалась в том, что выбранные населенные пункты (Любавичи, Монастырщина, Петровичи, Шумячи) с частично сохранившимися еврейскими кладбищами находятся на приличном расстоянии друг от друга и не располагают необходимой для экспедиции инфраструктурой. Поэтому первая часть экспедиции проходила в Смоленске (откуда эпиграфисты ездили в Любавичи), а вторая – в Рославле (откуда каждое утро разъезжались в Петровичи, Шумячи, Монастырщину). Логистически всё это было довольно непросто осуществить, пришлось использовать личный транспорт участников экспедиции и даже «колоть бриллиантом дрова»: заставить к.ф.н, директора Центра «Сэфер» В.В.Мочалову развозить этнографов по явкам и паролям. :) Также выражаем огромную благодарность М.Каспиной, Н.Омонову и Б.Рашковскому за многокилометровые прогоны по дорогам Смоленщины.


Но благодаря тому, что первая часть экспедиции проходила в Смоленске, нам удалось провести шабат в общинном центре "Бейт Малкин", что для многих было приятным бонусом. Также в выходной день были организованы пешеходная экскурсия «Смоленск Еврейский» и посещение мемориала "Катынь".

Большую помощь в работе экспедиции оказала Еврейская община Смоленска, наша особая благодарность председателю общины Зиновию Григорьевичу Агранату и Галине Цурьевой.

Весьма полезным было также участие д-ра Владимира Левина (The Center for Jewish Art, Hebrew University of Jerusalem), который не только прочел увлекательные лекции, но и помогал работе эпиграфистов. Наш коллега из Варшавы Кшиштоф Белявский (сотрудник музея истории польских евреев в Варшаве Polin, координатор портала  «Виртуальный штетл») активно участвовал в работе экспедиции и уже написал заметку о Любавичах.:

Теперь участникам экспедиции предстоит обработать полученные материалы, составить каталог и карты кладбищ, проанализировать и представить на основе собранных материалов развитие и трансформацию еврейской традиции в ареале лингвокультурного пограничья, каковым исторически является Смоленщина. Материалы школы предполагается опубликовать в сборнике.


Фотоальбом школы в фейсбуке.

Видеодневник школы.