ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО ИУДАИКЕ В МОСКВЕ

(12–17 июля 2015 г.)

Прикладная конфликтология: евреи, неевреи и мир вокруг них 


Программа школы

Академическим партнером школы выступил The International Center for University Teaching of Jewish Civilization (новое название Центра по преподаванию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме). Школа организована при поддержке Genesis Philanthropy Group (в рамках благотворительной программы Charities Aid Foundation «Еврейские сообщества»), Rothschild Foundation Europe и Израильского культурного Центра в Москве.

 

Школа продолжила ряд тематических школ – в этот раз общая проблематика курсов лекций и пленарных докладов звучала как «Прикладная конфликтология: евреи, неевреи и мир вокруг них».

В школе приняли участие 13 преподавателей и 60 студентов, аспирантов и молодых исследователей из России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Нижневартовск, Нефтеюганск, Тюмень, Новосибирск, Омск, Пенза, Томск, Тольятти, Тверь), Белоруссии (Гродно, Минск, Борисов), Украины (Луганск, Полтавы, Харьков), Латвии (Рига),  Польши (Люблин), Чехии (Прага), США (Чикаго, Мичиган).


Лекции были распределены по тематическим блокам: 

поток

1 пара

2 пара

 

3 пара

 

 

Еврейские войны

Дмитрий Браткин

Евреи и иудаизм греко-римского мира: на пересечении конфликтов и компромиссов

Илья Лурье

Хасидский раскол и его восприятие в еврейском обществе Восточной Европы

Светлана Амосова, Галина Зеленина, Виктория Мочалова,

Стратегия, тактика идеология и «поэтика» конфликта внутри и вне общины 

 

Евреи в зоне конфликта

Максим Григер

Евреи в фашистской Италии (1922–1938): путь от дружбы к расовому законодательству

Леонид Кацис

Евреи в российских конфликтах ХХ в.

Олег Будницкий

Евреи в эпоху войн и революций

 

 

 

 

Идеология и психология конфликта

 Александра Полян 

Единство и борьба противоположностей: иврит и идиш

Йоэль Регев

Каин против Авеля: теория метемпсихоза в лурианской каббале

Евгений Тартаковский 

Между Россией и Израилем: психологические конфликты и адаптационные механизмы российских евреев


Стоит особо отметить, что более половины преподавателей школы являются бывшими студентами программ Центра "Сэфер", занявшими достойное место среди  российских и зарубежных исследователей в области иудаики.

Помимо лекционных курсов студенты могли послушать пленарные лекции Александра Локшина (к.и.н., Институт востоковедения РАН) «Неизвестная еврейская Москва периода гражданской войны и первой половины 1920-х годов по материалам ЦА ФСБ России и других московских архивов» и Виктора Шнирельмана (гл. науч. Сотрудник, д.и.н. Институт этнологии и антропологии РАН) «Антисемитизм в современной России – темы и персонажи»

Слушатели школы  получили возможность посетить и мастер-классы:

• Александра Полян «Идиш: вводный курс для начинающих»

• Екатерина Карасева (востоковед, магистрант ИСАА МГУ), «Как устроен современный иврит?»

• Марк Гондельман (Еврейский университет в Иерусалиме), «Читаем Платона — "Кратил". Мастер класс по чтению философских текстов»

• Максим Гаммал, ИСАА МГУ «Мастер-класс по пиву или еще раз о пользе гуманитарного образования»

Как всегда в программе школы были просмотры и обсуждения кинофильмов (с Ури Гершовичем студенты смотрели фильм реж. П. Гринуэя  «Гольциус и пеликанья компания», с Григорием Курдяевым, постоянным участником сэферовских программ и режиссером/монтажером больше половины сэферовских видеороликов и видеолекций – его дебютный документальный фильм «Дебют Кокурина» о жизни российской глубинки).

Во время школы удалось организовать концерт легендарной группы Паперный Т.А.М.

Фотографии со школы вы можете найти на нашем сайте в разделе "Фотоальбомы", а также в социальных сетях

Видеосюжет.

Из отзывов участников: 

В данный момент я нахожусь в поисках темы для диплома. И ваша школа наилучшим образом мне в этом помогла! Сэфер - отличная площадка для обмена идеями и привлечения в новые проекты! Теперь я в курсе, что вообще творится в мире в области иудаики и куда же мне идти через год со своим дипломом. И к кому при случае можно обратиться.

Сэфер позволяет за быстрые сроки познакомиться с другими сторонами еврейской жизни и другими сферами изучения иудаики. В рамках вузов акцент делается на одну определенную направленность, тогда как на школах Сэфера можно охватить сразу несколько аспектов иудаики.

Я использую полученные знания в жизни, что помогает мне лучше ориентироваться в еврейском мире и более комплексно понимать процессы в нем  а это мне очень важно и интересно.