коллаж1.jpg


Летняя школа по иудаике в Москве

«За чертой»

27 июня – 1 июля 2021 г.


Центр «Сэфер» совместно с International Centre for University Teaching of Jewish Civilization (Hebrew 
University of Jerusalem) провели 27 июня – 1 июля 2021 г. летнюю школу по иудаике «За чертой». 

Школа была организована при поддержке Genesis Philanthropy Group, Российского еврейского конгресса, Евро-Азиатского еврейского конгресса, Claims Conference. Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина. В школе приняли участие 12 преподавателей (из России и Польши), 53 студента из России (география участников от Калининграда до Кемерово) и Беларуси. К сожалению, участники из других стран не смогли к нам присоединиться из-за пандемийных ограничений.

Программа школы

Пандемия 2020–2021 гг. ограничила весь мир своеобразной «чертой оседлости». Наши границы внутренние и внешние, физические и символические постоянно подвергаются верификации и трансформации. В рамках этой летней школы мы рассмотрели понятие «за чертой» в многообразии его смыслов: и как нечто, выходящее за рамки, необычное; и как происходящее за чертой рационального мышления, например, когда после перенесенной травмы возникают представления о чудесах. О границах можно говорить и в нашем определении категорий и классификаций, которые нуждаются в пересмотре в новых условиях. Такой точкой бифуркации в определении привычных категорий и классификаций стала трагедия Холокоста, осмысление которой привело к верификации границ категорий и стереотипов в обществе.  

Школа открылась пленарной лекцией проф. Михаила Крутикова «Вильнюс: пограничное пространство между Востоком и Западом, прошлым и настоящим». В первый же вечер школы прошел круглый стол «Кому принадлежит «еврейская» память» со спикерами Светланой Бардиной, Валерием Дымшицем, Михаилом Крутиковым и Викторией Мочаловой.

В рамках трех параллельных лекционных потоков на школе были рассмотрены следующие проблемы:

  • эволюция форм антропологически ориентированной истории от французской истории ментальностей до микроистории, истории повседневности и новой культурной истории;
  • конструирование представления о штетле, его экономическая, социальная, «внутриполитическая» и пространственная организация;
  • исследование истории городских еврейских общин на территории бывших Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского методами микро-истории, истории повседневности и ментальности;
  • механизмы трансформации памяти о Холокосте в рассказах выживших свидетелей и следующих поколений;
  • восприятие американским еврейством двух центральных событий в истории евреев в XX столетии: Холокост и создание Государства Израиль;
  • процесс создания, изменения и исчезновения категорий, определяющих, нашу картину мира, восприятие других людей и их действий;
  • связи между нацистской евгеникой и «окончательным решением еврейского вопроса»
  • осмысление гендерных вопросов, в частности отношения полов в талмудической литературе.

 

Потоки

1 пара

2 пара

3 пара

 

Историческая  антропология

 

 

Михаил Кром

Введение в историческую антропологию

 

 

Валерий Дымшиц

Историческая антропология штетла

 

 

Виктория Мочалова и Артур Марковский  

Историческая антропология: еврейская жизнь в городах

 

 

Холокост: отражения

 

Мария Каспина и Светлана Амосова

Трансформация нарративов о Холокосте: устная история и фольклор

 

Ирина Адельгейм

Стратегии автопсихотерапии и преемственности: Холокост в польской прозе 2000–2010-х гг.

 

 

Максим Гаммал

Холокост, американское еврейство и создание государства Израиль

 

 

Мысль и идеология

 


Светлана Бардина

За чертой классификаций: как создаются, изменяются и исчезают категории

 

 

Ксения Кример

От евгеники к Холокосту: роль науки в подготовке нацистского геноцида

 

 

 

Ури Гершович

Об отношении полов в талмудической литературе: источники и их интерпретация

 


Помимо лекционных курсов в программу школы были включены 2 семинара:

1) Виктория Герасимова «Лаборатория семейной истории»

2) Валерий Дымшиц «Медленное чтение трех текстов, повествующих о штетле»

Вечерняя программа школы была очень насыщенной. Ури Гершович показал и обсудил с участниками школы фильм «Четвертый мужчина» (реж. П. Верховен, 1982). Второй киновечер был посвящен обсуждению со Светланой Пахомовой фильма «Уроки Фарси» (реж. В. Перельман, 2020). В заключение школы студенты смогли принять участие в квесте от команды Дмитрия Марьясиса. Всего участвовали 6 команд студентов.

Фотоальбом школы

Отзывы студентов:

Арина Козлова (Санкт-Петербург):

Безмерное счастье и огромная насыщенность знаниями. Как всегда, шикарные лекции, дружеская обстановка и прекрасная культурная программа! Мне посчастливилось (по-другому и не скажешь) попасть на семинар Вики, где мне удалось, наконец-то, внести свой вклад в проект Сэфера Сфира. Было очень интересно читать дневник девочки про эвакуацию во время Второй мировой войны и ужасно приятно, что я смогла помочь в обработке этой записи. Я боялась, что это будет скучно/сложно, но в итоге было так классно, что на второй семинар я пришла на 15 минут раньше, чтобы быстрее начать работать с документом. Надеюсь, у меня получится помочь с другими проектами Сфиры, так как это оказалось очень интересным!

Софья Шестакова (Кемерово):

Синтез полезной и интересной информации с невероятными людьми. Школа превысила мои ожидания! Чудеснейшие лекции, отличная организация, мотивированные участники. Увлекательно анализировать фильмы, искать смыслы и символы. Очень здорово! Квест - отдельное произведение искусства. Поразмяли извилины.

Анастасия Сукиасянц (Москва):

Интересные курсы, уютное место и особая атмосфера. Это моё первое участие в школе оффлайн, и мне пока сложно сказать, буду ли я использовать знания, полученные конкретно в этот раз, но я думаю, что они помогут мне лучше ориентироваться в различных исторических периодах и темах, что априори поможет лучше понять разные аспекты еврейской культуры и истории.

Елена Рассолова (Казань):

Удивительные люди, высочайший уровень лекторов. Работа над проектами. Знания, полученные во время школы, использую в исследованиях по урбанистике и этносоциологии. Так, Зимняя школа по иудаике помогла мне организовать выставку-исследование DATA art по идентичности городских и деревенских татар. Работать в проекте по городу и исследовать транзитивные общества. Знания помогли мне завершить диссертацию, определило область интересов. Собираемся с волонтерами посетить заброшенное еврейское кладбище неподалеку от моего места проживания и постараться инициировать его восстановление.

Дарья Шамина (Санкт-Петербург):

Большое количество включённых специалистов, представителей разных областей иудаики и других направлений истории. Установление новых связей и получение знаний в важных для меня сфер. Академической иудаикой я не занимаюсь, я занимаюсь культурной памятью и театром. И прикосновение к академическим наукам очень мне помогает в моей основной деятельности.

Евгений Власов (Кострома)

Главное впечатление от школы: 

Люди. Курс М. Каспиной и С. Амосовой позволил мне по-новому взглянуть на предмет моего исследования, в частности примеры анализа нарративов о Холокосте, полагаю, будут полезны при изучении песенного творчества отдельных еврейских партизанских отрядов на языке идиш. Выводы по итогам обсуждения на круглом столе данной проблемы смотивировали заниматься некоторыми другими областями иудаики. 

_______________________________________________________



Центр «Сэфер» совместно с International Centre for University Teaching of Jewish Civilization (Hebrew University of Jerusalem) планируют провести 27 июня – 1 июля 2021 г. летнюю школу по иудаике. Школа организуется при поддержке Genesis Philanthropy Group, Российского еврейского конгресса, Евро-Азиатского еврейского конгресса и Claims Conference.

Пандемия 2020–2021 гг. ограничила весь мир своеобразной «чертой оседлости». Наши границы внутренние и внешние, физические и символические постоянно подвергаются верификации и трансформации. В рамках этой летней школы мы рассмотрим понятие «за чертой» в многообразии его смыслов: и как нечто, выходящее за рамки, необычное; и как происходящее за чертой рационального мышления, например, когда после перенесенной травмы возникают представления о чудесах. О границах можно говорить и в нашем определении категорий и классификаций, которые нуждаются в пересмотре в новых условиях. Такой точкой бифуркации в определении привычных категорий и классификаций стала трагедия Холокоста, осмысление которой привело к верификации границ категорий и стереотипов в обществе.  


В рамках трех параллельных лекционных потоков на школе будут рассмотрены следующие проблемы:

  • эволюция форм антропологически ориентированной истории от французской истории ментальностей до микроистории, истории повседневности и новой культурной истории;

  • конструирование представления о штетле, его экономическая, социальная, «внутриполитическая» и пространственная организация;

  • исследование истории городских еврейских общин на территории бывших Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского методами микро-истории, истории повседневности и ментальности;

  • механизмы трансформации памяти о Холокосте в рассказах выживших свидетелей и следующих поколений;

  • автопсихотерапевтические функции нарративизации травматической памяти о Холокосте и польско-еврейском прошлом в польской прозе 2000–2010-х гг.;

  • восприятие американским еврейством двух  центральных событий в истории евреев в XX столетии: Холокост и создание Государства Израиль;

  • процесс создания, изменения и исчезновения категорий, определяющих , нашу картину мира, восприятие других людей и их действий;

  • связи между нацистской евгеникой и «окончательным решением еврейского вопроса»

  • осмысление гендерных вопросов, в частности отношения полов в талмудической литературе.

К участию в летней школе приглашаются студенты, аспиранты, молодые преподаватели и исследователи, в сферу интересов которых входят изучение исторической антропологии, Холокоста, гендерной теории и современной философии, истории еврейских общин и иудаики в целом.


Программа школы включает мини-курсы, состоящие из 4 лекций. Каждый участник школы может прослушать по 3 мини-курса и пленарные лекции, а также принять участие в методологических семинарах, мастер-классах и культурной программе.

Участники школы обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием, а также трансфером из Москвы до места проведения школы – отеля «Планерное». Оплата проезда иногородних участников до Москвы не предусмотрена. Все участники Школы (за исключением иногородних участников, самостоятельно оплативших свой проезд) должны будут внести вступительный взнос в размере 2500 рублей.

Заявки на участие в школе (онлайн-анкета) принимаются до 20 мая 2021 г.


Описание курсов см. ниже в таблице по гиперссылкам (следует кликнуть на имя преподавателя).


Сообщения о результатах конкурсного отбора на летнюю школу будут разосланы до 28 мая 2021 г.

Благодарим за сотрудничество!

 

Анна Шаевич, директор программ Центра «Сэфер»

Ирина Копченова, координатор образовательных программ Центра «Сэфер»