Календарь и летосчисление
средневековых еврейских источников

Александр Гордин, сотрудник Национальной библиотеки Израиля (Иерусалим)


received_597540791079707.jpeg


Понимание еврейских дат и умение интерпретировать хронологические указания письменных источников составляют основные цели курса. При этом немалая часть занятий посвящена более отвлеченным вопросам самой структуры фиксированного раввинистического календаря, сложившегося в известном сегодня виде уже в раннем средневековье.

Слушателей ждут некоторые арифметические расчеты и чтение датированных записей из средневековых манускриптов.

1.         Лунно-солнечный календарь и эра от Сотворения мира

В основе календаря месяцы, начинающиеся (приблизительно) с новолуния, однако он учитывает и величину солнечного года: для соответствия (в среднем) сезонным срокам некоторые календарные годы получают дополнительный, тринадцатый месяц. Эта вставка появляется семь раз в каждом 19-летнем цикле. Номер года по традиционному отсчету от Сотворения мира определяет и число месяцев в году. 

2.         Средние новолуния в основе фиксированного календаря

Для количества дней в году возможны шесть вариантов: три для простого года и три для эмболисмического (13-месячного). Они обусловлены величиной среднего лунного месяца и уже не подчиняются какой-либо обозримой периодичности. Исходя из системы средних новолуний (евр. молад), определяется день начала каждого года и точное число его дней.       

3.         Системы летосчисления в средневековых источниках

Эра от Сотворения мира, наиболее распространенная у евреев уже в Средние века. Ее западный (общепринятый сегодня) и восточный (вавилонский) варианты. Популярное на Востоке Селевкидское летосчисление. Эра от разрушения Храма. Христианское и мусульманское летосчисление в еврейских источниках. Субботние и юбилейные годы.

4.         Даты и их распределение по дням недели

Правила раввинистического календаря, позволяющие избегать неудобных сочетаний суббот и праздников (год строится так, чтобы День искупления никогда не приходился ни на пятницу, ни на воскресенье). Всего 14 возможных типов года (семь для простого и семь для эмболисмического): внутри каждого типа любая дата приходится на фиксированный день недели. Распределение праздников и других важных дней внутри года. Традиционные обозначения дат цитатами из субботних чтений Торы.

Источники и литература:

Моше бен Маймон. Законы об освящении месяца // Мишне Тора (Кодекс Маймонида). Кн. «Времена». М., 2013. С. 629–740.

N. Bushwick. Understanding the Jewish Calendar. NY, 1989.

А. Гордин. Раввинистический календарь // Православная энциклопедия. Т. 29. М., 2013. Ст. Календарь, с. 440–464. URL: http://www.pravenc.ru/text/1319949.html

С. М. Якерсон. Еврейская средневековая книга: Кодикологические, палеографические и книговедческие аспекты. М., 2003. (Описание хронологических обозначений в средневековой книжности: с. 118–140)

A. Gordin. How to Avoid Some Pitfalls while Interpreting Dates in Hebrew Manuscripts // Revue des Études Juives, 178 (2019), p. 159–184.

S. Stern. Calendar and Community: A History of the Jewish Calendar, 2nd Cent. BCE – 10th Cent. CE. Oxford, 2001.