Зимние школы 

31 января – 5 февраля 2021 г. прошла Зимняя онлайн школа по иудаике (в формате Zoom), организованная Центром “Сэфер” совместно с International Center for University Teaching of Jewish Civilization, the Hebrew University of Jerusalem и Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН, при поддержке Genesis Philanthropy Group,  Российского Еврейского Конгресса, гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских Грантов, и Claims Conference. Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина».

В зимней школе были представлены два направления: Цифровая Этнография (20 студентов, 11 тьюторов и лекторов, 150 вольнослушателей) и История Холокоста и политика памяти (108 студентов и 13 преподавателей).

Фотоальбом школы

IMG_7789.JPGIMG_7682.jpgучастники подклюались к работе школы из разных мест - даже из Музея кочевых культур.png


Цифровая этнография 2.0

 

Поток онлайн школы по цифровой этнографии стал продолжением работы летней полевой школы по Цифровой этнографии :   и представлял собой исследовательский трек. Это означает, что участники в конце работы школы представили результаты своих исследовательских проектов, заявленных в работе школы:

● Паломничество в Умань

● Еврейские праздники во время пандемии коронавируса: сетевой фольклор

● Цифровые технологии в религиозной жизни

● Вызовы мемориализации: репрезентации Холокоста в цифровом пространстве

Исследовательские проекты участники выполняли в группах по 5 человек под руководством тьюторов - одного тьютора по методологии и общего тьютора по еврейской этнографии. Все участники отметили как самую большую удачу возможность коллективной работы в группах над созданием общего проекта.

Для успешного выполнения исследования участники получили дополнительные материалы (современные книги, журналы и записи лекций с прошлой школы), а также посетили методологические мастер-классы ведущих специалистов России в области цифровой этнографии: Сергея Соколовского (ведущий научный сотрудник РАН, главный редактор журнала “Этнографическое обозрение”, доктор ист. наук), а также Анны Щетвиной (сотрудник Лаборатории Геймификации Сбербанка).

Помимо этого, участники прослушали лекции, в которых были представлены в рамках заявленной методологии и соответствующие заданным тематическим направлениям исследования, выполненные опытными учеными, апрбировавшими результаты представленных на школе исследований в высокорейтинговых профильных изданиях России и зарубежья.  Эти лекции прочитали Наталья Душакова, Александра Архипова, Варвара Претер (Чумакова), Алла Марченко.

Тематический блок, связанный с еврейской культурой и этнографией был представлен лекциями Валерия Дымшица (Европейский университет Санкт-Петербурга) и Марии Каспиной (кафедра еврейской теологии и иудаики РГГУ).

Помимо этого, к работе школы удались привлечь и выпускников прошлой школы, которые поделились с участниками второго потока своими результатами.

По результатам работы школы запланирован выпуск коллективной монографии, посвященной исследованиям еврейской культуры в области цифровой этнографии, а также тематические секция и круглый стол на Двадцать седьмой международной конференции по иудаике (можно дать ссылку  в рамках заявленной методологии, и соответствующие заданным тематическим направлениям.).

лекция А. Щетвиной.pngустановочные встречи.png

Отзывы участников:

Алексей Андрюшин (Москва, Россия): Впечатления: огонь! Честно, не знаю, какие слова выразить, все очень понравилось, рассказал всем друзьям, знакомым, недругам и так далее, какой "Сэфер" классный и какие высокопрофессиональные и качественные проекты он делает. Знакомство с новыми людьми и профессионалами (спасибо организаторам: Марии Каспиной и Ирине Душаковой за четкую работу, никаких проблем не было, все было налажено и оптимизировано, спасибо моему тьютору Наталье Душаковой за методические подсказки, я в процессе рефлексии видел, как рождался от случайной идеи мой проект, как он развивался и пришел к определенной точке, из которой можно будет уже создавать определенный исследовательский продукт, и спасибо всем-всем лекторам и участникам за интересные лекции и доклады, подсказки и советы). А самое главное - спасибо за отбор. Я не поверил изначально, когда пришло письмо. И я стал одним из 5 в моей группе и одним из 20 - в потоке. Я за две недели получил столько положительных эмоций, сколько не было ранее. Надеюсь, что мой восторг передастся организаторам, и они устроят еще не одну школу с таким же энтузиазмом, и это будет не последний мой проект в "Сэфере". И, конечно, спасибо "Сэферу" за слаженную командную работу. Вы крутые!

Ксения Изотова (Санкт-Петербург, Россия): Хочется поблагодарить, что вы отобрали меня для участия в зимней школе, для меня это было очень важно с точки зрения знаний и понимания для себя интересно мне это или нет. Могу сказать, что заниматься исследования в команде это очень интересно и продуктивно, так как все делят и дополняют информацию друг друга. Для меня иудаика открылась сразу с какой-то интересной и увлекательной стороны. Также важно, что вы принимаете студентов, потому что многие образовательные интенсивы, школы, которые я видела, имеют требования по возрасту или образовательному статусу, и это ограничивает возможности студентов, и спасибо, что я смогла побыть в такой информационно и деятельно близкой мне среде! У Вас прекрасная атмосфера, а это особенно важно, когда люди приходят в область знаний, где так много нового для них!

 

Любовь Чиркина (Москва, Россия): Хотела поблагодарить всю команду за зимнюю школу! Было очень интересно и полезно, я много нового для себя открыла. Первый раз в жизни участвовала в такой действительно продуктивной и полезной онлайн-школе:) Спасибо, что вы такое делаете! Мне очень понравилось, буду стараться участвовать и в последующих проектах.

Елена Рассолова (Казань, Россия): Огромное спасибо всей команде центра "Сэфер" за очень полезную зимнюю школу! Вы все большие молодцы! Здоровья Вам и интересных событий, которые будут вдохновлять и радовать!

Дмитрий Тимошкин (Ируктск, Россия): Очень приятно было видеть в числе организаторов и учителей людей, работы которых я с удовольствием читал). Выход из зоны комфорта - то, за чем я сюда пришел, и именно это и получил. Раньше никогда не имел дела с медиалогией и подобными платформами, теперь же появилось представление о ее плюсах и минусах. Думаю, буду работать с ней дальше (если денег хватит). Записал пару десятков имен, которых буду читать.  Не хватило времени, хотя времени всегда не хватает. Из ожиданий: Ожидал сунуть нос в количественные исследования и сунул, хотя и поверхностно, конечно. По другому, наверное, невозможно за столь короткий срок. Ожидал получить представление о медиалогии, получил. Ожидал встретить умных и интересных людей - встретил. План выполнен, словом. Лекции Аркадия Зельцера - это что-то. Настолько эмоционально вовлекаешься в тему (даже несмотря на то, что прежде был от нее далек), что хочется с этим работать впредь. Очень порадовали и были весьма полезны лекции Натальи Душаковой, Варвары Претер.

Поток История Холокоста и политика памяти

Screenshot_9.pngScreenshot_0.png

Программа потока по Истории Холокоста и политике памяти включал как курсы лекций известных преподавателей из России и Израиля (Илья Альтман, Кирилл Феферман и Аркадий Зельцер), так и пленарные лекции (Олег Будницкий (Россия), Геннадий Эстрайх (США)), музейные экскурсии и кинолекции (Ирина Реброва (Германия), Денис Вирен (Россия), Ольга Гершензон (США)), лекцию-концерт (Дмитрий Зисл Слепович, США), театральный показ (спектакль «Черная книга Эстер» (реж. Е. Беркович) был любезно предоставлен Российским Еврейским Конгрессом).

Для зимней школы был подготовлен вебсайт. Сейчас он выложен в открытый доступ для всех желающих. 

Часть лекций и мероприятий культурной программы в программах двух потоков были открытые, их  могли посещать все желающие. Так, 4 февраля состоялся онлайн-квест «Пламя под пеплом. Из истории Холокоста» (Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов). В игровой форме 80 участников в составе 13 команд (как из числа студентов школы, так и людей, записавшиеся на квест на сайте) отгадывали загадки, составленные на основе фактов, имеющих отношение к одной из самых трагичных страниц в мировой истории – Катастрофе европейского еврейства. Нам особенно приятно, что в квесте смогли принять участие и десятиклассники из школы №6 из далекого Нефтеюганска вместе со своей учительницей по истории!

Отдельной удачей школы и важным итоговым мероприятием стал круглый стол «Что же нам делать с памятью? Мемориализация Холокоста и вызовы повседневности» (модераторы Илья Ленский (Латвия) и Светлана Бардина (Россия), спикеры: Ирина Реброва, Ольга Карташова (США), Хаим Сокол (Россия)). Участниками обсуждались следующие вопросы: являются ли памятники местами памяти, местами напоминания или местами забывания? Может ли быть, что мы ставим памятники для того, чтобы у нас было официальное право вне этих объектов не помнить и не интересоваться, вытесняя травму? Кто является адресатом мемориального объекта? Кто обладает большими "правами" на это место: тот, кто приходит специально и разделяет память, или тот, кто живет здесь? Насколько память должна быть материальной и конкретной? Являются ли дигитальные мемориальные проекты попыткой радикального выхода из дихотомии «люди» vs. «место»?  Должна ли существовать этика взаимодействия с мемориальными объектами и местами памяти? Если принять точку зрения, что память - это своего рода диалог между живыми и мёртвыми, можем ли мы считать, например, фотографирование молодожёнов у Вечного огня и селфи на фоне Мемориала убитым евреям Европы просто двумя формами такого доверительного диалога?

Отзывы участников:

Полина Банман (Москва, Россия): Ошеломлена содержанием лекций, эрудированностью лекторов, их чувством юмора, их любовью к тому, что они делают, содержанием выставки Ирины Ребровой, фильмами, которые показывал Денис Вирен, особенно "Свидетельство о рождении," масштабом того, что делается по сохранению памяти Холокоста. Очень понравились лекции Кирилла Фефермана. Очень содержательные, с примерами, с наглядными и доходчивыми примерами и даже иногда с юмором. Интересна была лекция о речах Гитлера, например, который, как выяснилось, сам писал себе речи. Чрезвычайно полезной окажется в дальнейшей работе классификация источников, о которой рассказал И. Альтман. Еще не читала, но обязательно воспользуюсь его статьями по преподаванию истории Холокоста. Лекции А. Зельцера - кладезь информации о литературных источниках, что нужно для моего исследования по литературе Холокоста. Благодарна ему за рекомендацию книги Gulag Literature and the Literature of Nazi Camps: An Intercontexual Reading l. Toker. Все три лектора отвечали очень серьезно на вопросы в чате, не делая вид, что это какие-то глупые вопросы, что, мол, это-то нужно знать. За это им большое спасибо.

 

Анастасия Кровицкая ( Нур-Султан, Казахстан): Удивительно насыщенные и увлекательные 6 дней!  Лекции Кирилла Фефермана: во-первых, благодарна за классификацию теорий о происхождении Холокоста и обозначение их сильных и слабых сторон, во-вторых, за интересные истории из личного опыта (очень яркая ситуация с лососем в Норвегии запомнится надолго) и отдельное спасибо за столь полные и ясно выраженные ответы на вопросы.  Лекции Ильи Александровича: очень важная лекция об источниках Холокоста на территории СССР, открыла для себя фигуру Сугихары, кроме того, отдельное спасибо Илье Александровичу за то, что он рассказал нам историю центра "Холокост" и описал ситуацию с сохранением памяти о Холокосте в СССР и современной России. Лекции Аркадия Зельцера: честный и беспристрастный взгляд ученого, огромное количество абсолютной новой информации и  источников. Дискуссия на круглом столе - прекрасное завершение школы! Думаю, что такой формат очень удобен и полезен для участников, стоит его внедрять и в будущие школы.

Маргарита Фабрикант (Минск, Беларусь): Великолепные лекторы, очень содержательная программа, много фактов и конкретной информации по источникам. Школа на тему Холокоста оказалась для меня даже более эмоционально тяжелой, чем я ожидала. Я представляла себе, насколько это тяжело, но недооценила степень. Сайт школы великолепен!!! Лучшего сайта академического мероприятия не могу вспомнить. Просто потрясающе!!! Курс Кирилла Фефермана во многом состоял из материалов, которые бьли мне знакомы, особенно в части обобщений. Было полезно еще раз систематизировать и узнать новые факты. Курс Ильи Альтмана лично для меня содержал, пожалуй, больше всего новой информации, особенно опять-таки в части деталей; очень впечатлила история о Сугихаре (героические нарративы о нем, которые упоминал лектор, мне были знакомы). Курс Аркадия Зельцера ближе всего к области моих исследований; особенно понравилось, что автор не ушел в "большую теорию" исследований памяти, поэтому получила много полезного. Эстрайх - еще один лектор, который, исходя из моего опыта, прекрасен всегда. особенно понравился его анализ соотношения национального и специфически еврейского мотивов в причинах политики в отношении ЕАК. (Как буду использовать полученные знания) Прежде всего, я занимаюсь исследованиями исторической памяти, в последнее время особенно - исторической памяти о еврейском опыте в нееврейских исторических нарративах. Кроме того, я преподаю курс, в который планирую включить часть содержания школы ("Этнопсихология" - темы межкультурного взаимодействия).

 

Любовь Лаврова (Москва, Россия): Познавательно, насыщенно, полезно и очень интересно! Узнала много новой информации, её подача была хорошо структурирована, познакомилась с новыми специалистами, узнала о самых современных подходах к изучению и о проблематике, получила доступ к прекрасной культурной программе. Курс Кирилла Фефермана запомнился тем, что были показаны редкие архивные записи речей нацистов, это произвело сильное впечатление. Хорошо и подробно было рассказано о предыстории Холокоста, удалось освежить прежние знания, и к ним добавились новые. Курс Ильи Александровича Альтмана запомнился интересным рассказом об источниках исторической информации и исследованием о Сугихаре. Курс Аркадия Зельцера содержал подробный рассказ о работе ЕАК, об отражении темы Холокоста в советской и постсоветской литературе, а последняя лекция подробно рассматривала практики мемориализации, невероятный фотографический материал был представлен.

Я слушала ранее курс Зисла Слеповича и очень ценю его как музыковеда и талантливого исполнителя. Он никогда не повторяется, обладает богатейшим и редким материалом. Спасибо ему за необыкновенное воодушевление, которое он вызвал в нас.

 

 

Юлия Орешина (Тбилиси, Грузия): Потрясающая программа. Я очень рада, что Центр "Сэфер" остается на высоте даже в онлайне и уже в тот период жизни онлайн, когда все от нее порядком устали. Очень важная тематика, великолепные спикеры. Спасибо организаторам! Все три курса прошли в соответствии с заявленными программами и были очень четко тематически выстроены. Каждый затрагивал определенный аспект проблематики школы, и все вместе они позволяли слушателям получить развернутое представление об истории Холокоста и политики памяти в отношении него. Особенно важным мне представляется то, что организаторы выделили тему Холокоста на территории СССР в отдельный курс, поскольку эта тематика до сих пор нуждается в популяризации, особенно за пределами России, по моему опыту. Огромное спасибо также и за курс Аркадия Зельцера, замечательно дополняющего его книгу о мемориализации и политике памяти. дивительно, но факт - зимняя школа стала для меня возможностью впервые послушать д-ра О. Будницкого, и эта лекция помогла мне не только углубить знания, но и сориентироваться лучше в литературе по предмету. Дискуссия на круглом столе, которая продлилась более 2,5 часов, показала, насколько проблематика мемориализации Холокоста сегодня является неоднозначной и спорной, и насколько высокий интерес она вызывает. Потрясающий концерт и проект Дмитрия Зисла Слеповича, великолепный спикер. Лекция-концерт была одновременно познавательной и эмоциональной и, наверное, именно в этом соединении информативности и эмоций и был ее замысел. Пожалуй, самое яркое впечатление от культурной программы школы.

 

Сергей Бусько (Минск, Беларусь): Курс Кирилла Фефермана - интересный взгляд на Холокост в контексте европейской истории. Илья Альтман - насыщенный блок информации, с интересными научными решениями. Аркадий Зельцер - полноценный информационный блок, позволяющий проследить советскую политику памяти ив отношении Холокоста. Полученные материалы и знания применяются в системе высшей школы Республики Беларуси первой и второй ступени (БГУ и другие университеты) по ряду дисциплин (история, история Второй мировой войны, религиоведение, спецкурсам по этнографии и др.). Также при проведении экскурсий по территории Беларуси.

 

Руслан Шульга (Москва, Россия): Самое главное впечатление – Школа меня вдохновила и было очень-очень жаль, что Школа закончилась. То время, которое отведено было на лекции спикеров, конечно, было недостаточно, но в любом случае для меня результаты превзошли мои ожидания. Теме Холокоста в современной России до сих пор отводится незначительное место; в университетских курсах (особенно это касается специальностей, не связанных с историей), эта тема практически не затрагивается и знания, полученные мной в рамках Школы, очень надеюсь хотя бы немного помогут исправить данную ситуацию, через реализацию своих новых знаний и новых данных.  Спасибо ещё раз Вам за прекрасную возможность участвовать в Школе! Результаты превзошли мои ожидания. Оправдались ожидания от серии лекций Ильи Альтмана, так как я уже был достаточно хорошо знаком с научными трудами учёного. С трудами Кирилла Фефермана, Аркадия Зельцера и Олега Будницкого был знаком в меньшей степени, поэтому очень рад, что в рамках Школы удалось получить более широкий взгляд на работы учёных. Открытием стали проекты Ирины Ребровой о колоссальной работе по увековечению памяти пациентов психиатрических клиник, детей-инвалидов и врачей-евреев, убитых в период нацистской оккупации Северного Кавказа. Дискуссия на круглом столе о мемориализации Холокоста и вызовах повседневности была очень увлекательной, особенно в контексте обсуждения мемориализации через digital-технологии. Очень интересно после дискуссии прочитать их работы по затронутым темам (особенно это касается Ольги Карташовой, поддерживающей самые современные походы в мемориализации. Это, как мне кажется, является важным в плане осмысления этой темы детьми и подростками).

Татьяна Шишкина (Санкт-Петербург-Киев, Россия-Украина)  Мне очень понравилось участвовать в зимней онлайн-школе. С одной стороны, конечно, онлайн формат ограничивает и коммуникацию, и общение между участниками. С другой же, онлайн-формат в современных условиях - вынужденная мера и я очень рада, что смогла принять участие. Я написала небольшую заметку о зимней школе на своем сайте Sefer Winter School, 31 January — 5 February 2021. Tetiana Shyshkina Photographer and Researcher

Елена Крень (Минск Беларусь):  Насыщенно и информативно. Полученные знания будут использованы в моей последующей работе экскурсовода. В первую очередь будет расширена и доработана моя авторская экскурсия по местечку Мир (Республика Беларусь) - "Город из 5 улиц". Во время экскурсии я рассказываю история спасения иешивы Мир японским консулом Тиунэ Сугихара, а благодаря Илье Александровичу Альтману я открыла для себя важные нюансы из биографии г-на Сугихара, о которых ранее не имела представления.

 

Ольга Кохонова(Минск, Беларусь)  Аркадий Зельцер «Холокост, советская политика памяти и евреи» - отлично структурированный, хорошо иллюстрированный, богатый материал и глубокий сравнительный анализ идеологий социал-националистической Германии и СССР, дифференциация жертв нацизма, анализ сложностей семитского/антисемитского дискурса в СССР с выделением специфики (русоцентризм, "советский человек"/советские парадигмы с примерами через призму восприятия отдельных известных личностей), "денационализации" жертв нацизма и к "затушевывание" Холокоста ("серая зона") как результат. Лекции А.Зельцера были логично и интересно дополнены курсом лекций Илья Альтмана «Холокост на территории СССР: источники, особенности, память», которые мне показались примечательны еще и тем, что позволили лучше увидеть «срез» современных изысканий и работы России в области Холокоста и еврейства. В целом, эти 2 курса хорошо раскрыли послевоенную политику в СССР по отношению к евреям, показав предпосылки и примеры, связанные с идеологиями национал-социализма и коммунизма, началом войны с Германией и с самой войной, прослеживая специфику в послевоенном в СССР, в том числе Холокост как инструмент Холодной войны, как своеобразный "язык" внутренней оппозиции, с примерами по разным республикам СССР с выделением специфики, затронув также страны коммунистического блока / их "язык". И, конечно, погружение в тему специфики Холокоста на территории СССР было хорошо дополнено анализом идей и практик нацизма, с прослеживанием пути "замешивания" в Холокост «обычного гражданина» Третьего рейха, представителей мелкого и крупного бизнеса через «вовлечение» в присвоение собственности евреев во временной динамике на разных этапах существования Третьего рейха, с рассмотрением неоднозначного в деятельности разных стран (той же Швейцарии), Красного Креста и другим в рамках курса Кирилла Фефермана «Холокост: еврейский и нееврейский взгляд». Очень хорошее впечатление от всех трех курсов; отличный материал, хорошие дискуссии, и я с радостью погружусь в них снова после того, как к видео будет предоставлен доступ. Спасибо большое за лекции лекторам и организаторам!

__________________________________________________________________________________________


31 января – 5 февраля 2021 г. состоится Зимняя школа по иудаике (в формате Zoom), организованная Центром “Сэфер” совместно с International Center for University Teaching of Jewish Civilization, the Hebrew University of Jerusalem и Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН, при поддержке Genesis Philanthropy Group,  Российского Еврейского Конгресса, гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских Грантов, и Claims Conference. Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина»

В зимней школе 2021 будет два направления:

  · Цифровая Этнография

  ·История Холокоста и политика памяти


коллаж 2.jpg          цэ общая.jpg

                           История Холокоста                   Цифровая Этнография