Donate
Например: Грант


Бабкина.jpg


Светлана Бабкина (к.и.н., доцент Центра изучения религий РГГУ, Москва)

 

Бог(и) и культ(ы) древнего Израиля


Библейский мир, традиционно, воспринимается как мир одного, единого Бога. Но мы видим, что библейский текст – удивительный рассказ о множестве богов, из которого очень медленно, порой мучительно, рождается монотеистическая идея.

На четырех занятиях курса мы поговорим о языческих культах, зафиксированных в Танахе; о том, как долго, в каком виде и почему эти культы сохраняются; как последующая монотеистическая традиция адаптирует или трансформирует их; какие социальные, культурные процессы определяют формирование религиозного культа; какие элементы древних культов сохраняются в культе Бога Израиля на века и почему.

Часть курса будет посвящена формированию культа Яхве: при каких обстоятельствах этот культ мог возникнуть, почему он вытеснил остальные, каковы были механизмы его распространения, о том, как он менялся в разных исторических обстоятельствах на протяжении библейского периода.

Мы поговорим о том, как менялось представление о священном пространстве по мере выкристаллизовывания монотеистической идеи, о том, как возникает идея не только одного Бога, но и одного святилища, о том, почему эта форма богопочитания победила остальные и что стояло за этой победой.

На всех четырех занятиях мы будем разбирать тексты Танаха, много читать, много думать и обсуждать. Знание иврита не обязательно, но обязательно иметь с собой текст Танаха на русском языке.



Литература по курсу «Бог(и) и культ(ы) древнего Израиля» (по темам занятий)

1. Историческая или культурная память.  Теоретическая основа курса. 

Ассман Я. Культурная память. М. 2004 (Часть 1 целиком, часть 2 – гл. 5, 6).
Хальбвакс М. Социальные рамки памяти М. 2007 (гл. VI).
Сафронова А. Историческая память. Введение. Спб. 2020.
Если вдруг кто-то не знаком с теорией источников обязательно, например,
Фридман Р. Как создавалась Библия. М. 2011 .

2. Представления о Боге.

Assman J. Egypt, Israel and the Rise of Monotheism. 2008.
Penchansky D. Twilight of the Gods: Polytheism in the Hebrew Bible. 2005.
Патай Р. Иудейская Богиня. Екатеринбург 2005.

3.  Священные места.

Лефевр А. Производство пространства. М. 2015.  

4. Сакральные фигуры.

Grabbe L. Shaman, Preacher, or Spirit Medium? The Israelite. Prophet in the Light of Anthropological Models. // John Day (ed.), Prophecy and the Prophets in Ancient Israel (LHBOTS 531; London: T & T Clark, 2010), pp. 117–132.
Nissinen M. Why Prophets Are (Not) Shamans? // Vetus Testamentum Volume 70 (1) 2020. Pp. 124–139

5. Культ мертвых

Bloch-Smith E. The cult of Dead in Judah: Interpreting the Materials Remains // JBL III/2 1992 pp. 213-224.

 

Литература (общая) :

Бергер П. Священная завеса. Элементы социологической теории религии. М.: НЛО 2019.

Зенкин С. Небожественное сакральное. М.: РГГУ 2014.

Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ 2003.

Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.-СПб.: Питер 2018.

Патай Р. Иудейская богиня. Екатеринбург: У-Фактория 2005.

Day J. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan. Sheffield: Sheffield Academic Press 2000.

Smith M.S. The Early History of God: Yahweh and the Other Deities in Ancient Israel. Cambridge: Erdmans Publishing Co 2002.

The Origins of Yahwism. Eds. J. van Oorschot, M.Witte Berlin-Boston: De Gruyter 2017.