Цифровая этнография 2.0

Лекционная часть школы открыта для всех желающих, чтобы записаться на лекции, необходимо заполнить анкету

31 января – 5 февраля 2021 г. состоится Зимняя школа по иудаике (в формате Zoom), организованная Центром “Сэфер” совместно с International Center for University Teaching of Jewish Civilization, the Hebrew University of Jerusalem и Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН, при поддержке Genesis Philanthropy Group и гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских Грантов. Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина».

ЦЭ 1.jpg

Опираясь на успешный опыт проведения первой полевой школы по цифровой этнографии, Центр «Сэфер» продолжает исследования в этой новой для русскоязычной иудаики области. На этот раз мы сконцентрируемся на новых актуальных кейсах и добавим новые подходы к работе с цифровыми данными.

ПРОГРАММА

Данный трек Зимней школы - исследовательский. Он потребует участия в работе школы в течение полного рабочего дня весь указанный срок, поскольку ориентирован на получение первых предварительных результатов по предложенным темам. Перед началом работы школы участникам будут предоставлены материалы для самостоятельного ознакомления. 
Участники будут работать в четырех тематических потоках:
Лекцию, посвященную собственно цифровой этнографии, прочитает Анна Щетвина (культуролог и исследователь интернета, координирует клуб любителей интернета и общества и работает в Лаборатории Геймификации Сбербанка) 

Сколько этнографии в цифровой этнографии? Исследователь-луркер и включенное наблюдение за архивами

Подходы этнографии не всегда легко переносятся на исследования интернета - изучение онлайн-практик невозможно полностью провести по аналогии с офлайновыми практиками. Лекция будет посвящена вопросу о границах и сложных местах цифровой этнографии. Где и как этнография в интернете превращается в архивную работу и как её проводить? Как исследователю в социальных сетях учитывать свою позицию на границе между участником, включенным зрителем и внешним наблюдателем? На лекции мы посмотрим на методы, позволяющие учесть эти вопросы, и удачные решения из чужих исследований.

***

В первый день участников ждут лекции, комбинирующие работу с цифровыми данными и исследования, близкие к тематическим направлениям. Их описания можно найти на страничке каждого тематического направления под заголовком "установочная лекция". В остальные дни участники прослушают лекции, дающие им представление об изучаемом объекте и о тех методах, которые можно использовать для анализа цифрового мира. 

После трех дней лекций и семинаров участники в группах (по кейсам) в течение трех дней будут проводить собственное исследование при ежедневной поддержке двух тьюторов: тьютора по методологии (указаны на странице каждого тематического направления) и тьютора по еврейской этнографии (М. Каспина). 
Школа завершится представлением результатов, полученных участниками, на открытом семинаре с привлечением других специалистов в области иудаики.  

цэ 2.png

К участию в Зимней полевой школе приглашаются студенты, аспиранты и молодые преподаватели (в возрасте до 35 лет), в сферу интересов которых входит изучение еврейской культуры и у кого уже есть опыт полевых исследований (антропология, этнография, фольклористика, устная история) или исследований в области цифровой антропологии. 

Школа будет проходить онлайн. Заявки на участие в Школе (анкета) принимаются до 14 января. Сообщения о результатах конкурсного отбора на Зимнюю школу будут разосланы до 20 января
К этому же времени будет опубликована программа с расписанием и библиографией.

Оргкомитет школы: 
Ирина Душакова, Oxford Russia Fellow, старший преподаватель НИУ ВШЭ, координатор проекта вебинаров Центра «Сэфер»
Мария Каспина,  канд. филол. наук, доцент ЦБИ РГГУ, координатор исследовательских и издательских программ Центра «Сэфер»