Страна Израиля в эпоху Первого Храма

Др. Михаил Фрейкман, Еврейский университет в Иерусалиме

 

фрейкман.jpg

Долгое время единственным инструментом изучения Иудеи и Израиля периода первого Храма был библейский текст. Однако начиная с конца 19 века на этой сцене «с лопатой в одной руке и библией во второй» появляются библейские археологи. Бесчисленные экспедиции, которые в течение последнего столетия работали во многих поселениях этого периода, собрали важнейшие свидетельства относительно религиозной и политической жизни, военного искусства, письменности и обычной повседневной жизни жителей Иудеи и Израиля этого периода. Однако общая картина, которая складывалась из этих свидетельств, была совсем не так однозначна, и далеко не всегда соответствовала библейскому тексту.

В области библеистики и библейской археологии сложилось несколько школ с разным подходом к интерпретации библейского текста в свете археологических свидетельств: от почти фундаменталистского принятия библейской реальности так, как она предстает в тексте, до рассмотрения текста Ветхого Завета как абсолютно литературного произведения, написанного в гораздо более поздний период и, таким образом, полностью лишенного какой-либо исторической ценности. Главной целью этого миникурса лекций является рассмотрение археологических свидетельств, прямо или косвенно связанных с периодом Первого Храма (Железного века) в свете релевантных книг Ветхого Завета, и попытка описать культурную, социальную и религиозную жизнь жителя Иудеи/Израиля в этот период, и понять, насколько она  соответствует той картине, которая есть в библейском тексте. Мы рассмотрим разные школы, которые присутствуют сегодня в мире библейской археологии/библеистики, вкратце попытаемся сформулировать главные тезисы каждой из них, и постараемся сделать выводы, какой подход наиболее близок к верному отображению реалий времен эпохи Первого Храма.

 

Силлабус:

Лекция 1. Эпоха судей.

Библейский текст рассказывает нам о появлении двух новых сил в Ханаане: филистимлян, высадившихся на морской берег с запада, и израильтян, пересекших Иордан с востока. Весь период Судей ознаменован противостоянием этих двух народов. История покорения Ханаана, расселения по ней израильтян и конфликта с филистимлянами выглядит логичной и последовательной, однако открытия последних десятилетий показали, что многие события, описанные в Библии, не соответствуют археологической действительности Израиля раннего железного века. Под вопросом оказались не только последовательность и сроки захвата многих ханаанских городов, но и даже сам их факт. Более того, сама идентификация народа Израиля оказалась проблематичной до такой степени, что некоторые ученые высказали сомнение в историчности библейского нарратива. На этой лекции мы рассмотрим археологический материал, относящийся к этой эпохе, опишем материальную культуру израильтян в сравнении с филистимлянами, городские укрепления, находки культового характера и попытаемся понять, насколько этот материал соответствует библейскому тексту, или наоборот, опровергает его.

Лекция 2. Объединенное царство от Нила до Евфрата: реальность или вымысел?

Имя Давида всегда привлекало особенное внимание теологов и ученых. Многие экспедиции пытались найти следы его царства, описанного в книге Самуила, однако результаты этих экспедиций оставались противоречивыми. До такой степени, что целые школы археологов и библеистов отрицали существование Иудейского царства, или даже существование исторической личности под именем Давид, прежде всего основываясь на отсутствии данных, подтверждающих библейский текст.На этой лекции мы рассмотрим литературные источники, связанные с эпохой объединенного царства, археологический материал, собранный за последние годы (в особенности результаты раскопок в Хирбет Каяфа и Лахише). В свете этих источников мы рассмотрим разные теории относительно этого периода, и постараемся сделать выводы о том, в какой мере царство Давида, описанное в Библии, было историчным.

Лекция 3. Иудея и Израиль: история разделенного царства.

Начиная с 9 века до н. э. археологическиe и литературные свидетельствa относительно двух независимых государств Иудеи и Израиля становится значительно богаче. На этой лекции мы постараемся воссоздать быт в Иудее и Израиле этого периода, основываясь как на находках, сделанных в разных частях страны, так и на надписях административного характера. Кроме того, мы проанализируем, что археологические находки рассказывают нам о не сохранившемся Храме Соломона. Мы постараемся воссоздать архитектуру Иерусалимского Храма и «народную» версию иудаизма, т.е. верования простых жителей страны, далеких от храмовой элиты, как на окраинах Иудеи (и в Израиле), так и в самом сердце Иерусалима.

Лекция 4. Время потрясений.

История Иудеи и Израиля полна вооруженных конфликтов, как между собой, так и с другими странами. Однако ближе к концу 8 века до н.э. обе страны подвергнутся по настоящему суровым испытаниям: сначала под ударами Ассирийской империи падет Израиль, а Иудея лишится большей части своей территории.  А уже в начале 6 века до н.э. падет и Иерусалим, будет разрушен Первый Храм, и на этом история древней Иудеи прервется. На этой лекции мы увидим, что археология в сочетании c письменными источниками рассказывает нам об этих событиях. Мы увидим, как пали Лахиш, Иерусалим и другие города, а также вкратце поговорим о том, что нам известно сегодня о пребывании израильтян «на реках Вавилонских», и о правлении ассирийцев, а вслед за ними вавилонян и персов в стране Израиля.

Библиография:

Мазар А. 1996. Археология Библейской земли. Иерусалим

Ahituv S. 2012. Handbook of Ancient inscriptions from the Land of Israel and the Trans-Jordanian Kingdoms from the First Commonwealth Period. Jerusalem.

Ben Tor A. 1994. The Archaeology of Ancient Israel. Yale.

Dever W. 2001. What Did the Biblical Writers Know and When did They Know It?

Finkelstein I. 2007. The Quest for the Historical Israel: Debating Archaeology and the History of Early Israel. Atlanta.

King P. and Stager L. 2001. Life In Biblical Israel. London: Westminster John Knox Press.

Stern E. (Editor). 1993-2005. The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Vol. 1-5. Jerusalem.