Donate
Например: Грант


Харман.jpg


Дильшат Харман (к. икусст. н., ст.н.с. Учебно-научный центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, Москва)

 

Иллюстрированная еврейская книга: западноевропейские рукописи XIII-XVI вв.

 

Этот курс посвящен тому, как устроена еврейская средневековая иллюстрированная рукопись. Фигуративное еврейское изобразительное искусство возродилось после очень долгого перерыва в XIII веке, и нам известно довольно большое число сефардских, ашкеназских и итальянских манускриптов. Чаще всего иллюстрировалась пасхальная агада, однако не редки изображения и рисунки на полях и в махзорах, сидурах и других книгах. Мы рассмотрим, кто, как и зачем создавал иллюстрации к текстам рукописей; какие темы и типы изображений были под запретом; как художники заимствовали христианскую иконографию и какие изменения вносили в нее; каково место еврейского средневекового искусства в общей картине западноевропейского искусства той эпохи. Курс строится таким образом: после вводной лекции мы внимательно рассмотрим изображения в трех рукописях – сефардской, ашкеназской и итальянской – чтобы увидеть стилевое, функциональное и содержательное разнообразие миниатюр и рисунков в еврейской средневековой книге.

 

Силлабус:

 

1. Введение в историю еврейской миниатюры. Как создавались манускрипты в Средние века. Техники иллюминации у христианских художников. Причины возрождения еврейского фигуративного искусства в XIII веке. Хронологические и географические рамки. Типы иллюстрированных еврейских рукописей. Типы изображений в иллюстрированных еврейских рукописях.

2. Микрография. Анализ микрографических изображений в каталанском махзоре (ок.1280 г., Ms Heb 8 6527, Национальная библиотека Израиля) – как слово становится частью рисунка, а рисунок дополняет смысл написанного.

3. История народа. Анализ миниатюр в Вашингтонской агаде (1478 г., Германия-Северная Италия, Библиотека Конгресса) – как в рукописи, предназначенной для всей семьи, визуализировалось прошлое, настоящее и будущее евреев.

4. Повседневность. Анализ рисунков в “Книге обычаев” (1503 г., Италия, Национальная библиотека Франции, Ms Héb. 586) – как повседневность находит свое отражение в рисунках на полях старейшего иллюстрированного манускрипта на идиш.