Евреи позднесредневековой Германии

Владислав Зеев Слепой, Университет Галле / Университет Зальцбурга,

Дильшат Харман, Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ 

                                                 

_дильшат и слепой.jpg

 

Владислав Зеев Слепой

Раввины и раввинат Германии в эпоху Позднего средневековья

В еврейской историографии эпоху позднего средневековья традиционно было принято недооценивать. Многие историки смотрели на XIV-XV века как на время «духовного упадка» и «культурную пустыню». Лишь в XX веке эта оценка была пересмотрена. В «пустыне» обнаружилось множество «оазисов», а то, что казалось «духовным упадком», стало восприниматься как некая «смена парадигмы». Современные исследования выявили те нити, которыми это время оказалось связано с последующими веками и с днём сегодняшним. Одним из основных культурных явлений этой эпохи является возникновение «профессионального раввината» – духовного, социального и административного института, который оказал огромное влияние на всё последующее развитие европейского еврейства. В наших лекциях мы поговорим о некоторых характерных чертах «ашкеназского раввината», его отдельных представителях, их творчестве и той роли, которую он сыграл в истории евреев Европы.

Силлабус:

1.      Исторический контекст, характер эпохи, особенности источников. Функции раввината.

2.      Раввины и их творчество. Внутренние конфликты. Связи с нееврейским окружением.

Литература:

I. Abrahams / C. Roth, Jewish Life in the Middle Ages, London 1932 (Abingdon 2009)

D. Biale, Cultures of the Jews. A new history, New York 2002

С. М. Дубнов, История евреев в Европе, т. 2, Позднее средневековье до изгнания из Испании, Рига 1936 (Москва 2003)

N. Roth, Daily life of the Jews in the Middle Ages, Westport 2005

S. Steiman, Custom and Survival, New York 1963

M. Toch, Die Juden im mittelalterlichen Reich, München 2003

 

 

Дильшат Харман

Евреи и искусство в позднесредневековой Германии

Вторая половина миникурса будет посвящен евреям как объектам и субъектам изобразительного искусства в позднесредневековой (XIV-XV вв.) Германии. Жившие в это время на германоязычных территориях евреи одновременно создавали свои произведения искусства (миниатюры в рукописях) и изображались в произведениях современных им христианских художников. Мы рассмотрим, какими предстают евреи на алтарных досках христиан, и как они видели себя сами. Мы узнаем, какие еврейские рукописи наиболее богато иллюстрировались, почему именно они, и какие темы выбирались для изображений. Поговорим и о том, как можно узнать евреев в работах на библейские сюжеты, и откуда взялись фантастические одежды, в которых их облачали немецкие мастера. Изученный материал поможет нам лучше понять сложные взаимоотношения между иудеями и христианами в тот период (и в том регионе), когда евреи часто обвинялись в осквернениях гостии, убийствах христианских детей и подвергались уничтожению или изгнанию.

Силлабус:

 

  1. Еврейские средневековые рукописи в германоязычных регионах. Художники и заказчики. Циклы изображений, связанных с Песахом и другими праздниками.

4.      Евреи в произведениях немецких мастеров XIV-XV вв. Атрибуты евреев - реальные и фантастические. Антииудаизм в сценах Страстей Христовых

 

Литература:

 

Zsófia Buda. Sacrifice and Redemption in the Hamburg Miscellany: The Illustrations of a Fifteenth-century Ashkenazi Manuscript. Budapest, 2012

 

Therese Metzger, Mendel Metzger. Jewish Life in the Middle Ages: Illuminated Hebrew Manuscripts of the Thirteenth to the Sixteenth Centuries. New York, 1988.

 

Sarit Shalev-Eyni. Jews among Christians: Hebrew Book Illumination from Lake Constance. Turnhout, 2010.

 

Sarit Shalev-Eyni. Receiving of the Law: Visual Language and Communal Identity in Medieval Ashkenaz // Gesta, vol.55, #2 (Fall 2016).

 

Joseph Shatzmiller. Cultural Exchange: Jews, Christians, and Art in the Medieval Marketplace. Princeton, 2013.

 

Бецалель Наркис. Что такое еврейское искусство? // Еврейское искусство в европейском контексте. Сборник статей.Москва-Иерусалим, 2002.

 

Бецалель Наркис. О зоокефальном феномене в средневековых ашкеназских манускриптах // Еврейское искусство в европейском контексте. Сборник статей. Москва-Иерусалим, 2002.

 

Дильшат Харман. Нормальная ненормальность: маргиналия с совой из Второй Нюрнбергской агады // Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции. Сборник статей. М., 2016.

 

Дильшат Харман. "Своя" евхаристия: празднование Песаха и подготовка к нему в миниатюрах еврейских рукописей XIV - XV вв. // Изображение и культ. Сакральные образы в христианских традициях. Материалы конференции 16-17 июня 2017 г. М., 2017.