Donate
Например: Грант



Смагина.jpg


Евгения Смагина (к. филол. н., руководитель Отдела истории и культуры Древнего Востока Института Востоковедения РАН)

 

Трансформация образов Танаха в апокрифах и позднейшей экзегезе

 

Так называемый межзаветный период характеризуется, помимо прочего, переосмыслением и развитием целого ряда тем, образов и идей, берущих начало в тексте Танаха. Место древней мифологии, следы которой можно обнаружить в библейских книгах, занимает «вторичная» мифология, развивающаяся на основе толкований текста Библии. Это проявляется в апокрифах на основе Танаха, а также в раннем христианстве. В учениях, обычно называемых гностическими, а также в самом канонизированном из них – манихействе – библейская космогония эволюционирует самым причудливым образом, с добавлением легендарного материала из других религиозных учений и вульгаризированных форм философии. В конечном счете возникает феномен «переписанной Библии», который еще требует дальнейшего изучения.

 

Силлабус:

Второканоническая библейская литература, ее особенности и развитие идей иудаизма. 
Апокрифы на основе Танаха: книги Еноха, апокалипсисы. 
Феномен «переписанной Библии» в раннехристианских учениях. Трансформация идей и сюжетов. 
«Вторичная» мифология на основе библейской экзегезы: «от логоса к мифу». 


Литература

Агур, Й. Введение в устную Тору. Иерусалим, 2001.

Жизнь Адама и Евы. Вступительная статья, перевод с древнегреческого и латинского и комментарии Е.Б. Смагиной // Вестник Древней Истории, 2008, № 1 с. 228-251.

Каспина, М.М. Сюжеты об Адаме и Еве в свете исторической поэтики: На материале древней и средневековой еврейской и славянской книжности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.08 / РГГУ. Москва, 2001. 

Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East. Proceedings of the International Colloquium on Apocalypticism, Uppsala, August 12–17, 1979. Ed. by D. Hellholm. Tübingen, 1989.

Bowker, J. The Targums and Rabbinic Literature. An Introduction to Jewish Interpretations of Scripture. Cambridge, 1969.

Callender, D. E. Adam in Myth and History: Ancient Israelite Perspectives on the Primal Human. (Harvard Semitic Museum Publications. Harvard Semitic Studies, no. 48). Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2000.

Charles, R.H. (ed.). The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English. Vol. I–II. Oxford, 1913.

Charlesworth, J.H. (ed.). The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 1–2. New York – London. u.a., 1985.

Genesis Rabbah. The Judaic Commentary to the Book of Genesis. By J. Neusner. Vol. I-III. Atlanta, 1985

Jewish Civilisation in the Hellenistic-Roman Period. Philadelphia, 1991.

Jonge, M. de, Tromp, J. The Life of Adam and Eve and Related Literature. Sheffield, Academic Press, 1997.

Macaskill, G. The Slavonic Texts of 2 Enoch. Leiden–Boston, 2013.

McNamara, M. Midrash, Apocrypha, Culture Medium and Development of Doctrine. Some Facts in Quest of a Terminology // Apocrypha. Revue internationale des littératures apocryphes. Vol. 6 (1995), Brepols : Turnhout, pp. 127–164.

Midrash Bereshit Rabbah. Critical Edition with Notes and Commentary by J. Theodor and Ch. Albeck, 2nd edition, Jerusalem, 1996, Vol. 1-3.

Midrash Rabbah. רשׁבמה . Wayiqra Rabbah. Jerusalem, 1983.

Milik, J.T. (ed.). The Books of Enoch. Aramaic Fragments of Qumrân Cave 4. Ed. by J.T. Milik with the collab. of M.Black. Oxford, 1976.

Orlov, A. A. Yahoel and Metatron. Aural Apocalypticism and the Origins of Early Jewish Mysticism. (Texts and Studies in Ancient Judaism. 169). Tübingen, 2017.

Stone, M.A. A History of the Literature of Adam and Eve. (Early Judaism and its Literature. 03.) Atlanta, 1992.

Tischendorf, C. (ed.). Apocalypses apocryphae. Mosis, Esdrae, Pauli, Ioannis, item Mariae Dormitio, additis evangeliorum et actium apocryphorum supplementis. Lipsiae, Herm. Mendelssohn, 1866.

Vanderkam, J.C. The Book of Jubilees. A Critical Text. Vol. 1–2. Leuven, 1989.