Юстына Чая, PhD, преподаватель университета Адама Мицкевича в Познани 

Тема Холокоста в массовой культуре

Коллективная память о Холокосте, его образы в настоящее время формируются в основном произведениями, относящимися к попкультуре. Существенную роль среди них играют художественные фильмы и комиксы. Проблематика данного курса концентрируется на использовании популярных жанровых конвенций и повествовательных схем в произведениях литературы, кино и комиксах о Катастрофе; она касается разного рода «употреблений» и «злоупотреблений» темой Холокоста в попкультуре.

Силлабус курса:

1. Вульгаризация Катастрофы

Темой лекции является вульгаризация и инструментализация Холокоста в массовой культуре. Объект анализа – произведения литературы, кино и комиксы, представляющие явные злоупотребления образом Катастрофы, резкое несоответствие подхода и темы. Среди рассматриваемых проблем, в частности, окажутся: порнографизация Холокоста, стирание границ между вымыслом, фантастикой и действительностью, свойственная массовой культуре тяга к злу и насилию, ведущая к специфичным изображениям образов палача и жертвы. 

2. Холокост в жанровом кино - мелодраматизация Катастрофы.

Эта проблема касается следствий включения темы Холокоста в сферу массовой культуры и жанрового кино, влияния мелодраматической условности на способ представления Катастрофы в фильме. В лекции делается попытка ответить на вопрос, каким образом законы жанра определяют выбор героев фильма, фабулу и идею фильмов, что такое китч Холокоста, в чем заключается так называемая «голливудизация» Катастрофы и каковы их последствия для формирования памяти о ней.

3. В поисках следов прошлого – комикс как посредник между малой и большой историей

Лекция будет посвящена комиксам «Поминовение усопших» Rutu Modan и «Мы не поедем смотреть Освенцим» Jérémie Dres. Авторы  внуки переживших Холокост  пытаются узнать о прошлом своих ближайших родственников, еврейских иммигрантов из Польши. Путешествие в страну предков становится предлогом для размышлений об истории, памяти, национальных стереотипах.

Литература:

  1. Breaking Crystal. Writing and Memory after Auschwitz, edited by Efraim Sicher (Erfaim Sicher, The Holocaust in the Postmodrnist Era, s. 297-328).
  2. Cole Tim, Selling the Holocaust. From Auschwitz to Schindler. How History is Bught, Packaged and Sold, New York 2000 (глава Proloque: The Rise (and Fall?) of the Myth of the Holocaust, s.1-19).
  3. Kaźmierczak MarekBroken images  Auschwitz, nostalgia and modernity. The reception of the Holocaust in popular culture, w: (Over)using the Holocaust: Part I: Contexts, „Images”. The International Journal of European Film, Performing Arts and Audiovisual Communication 2011, vol. VIII nr 15-16, s.
  4. Young James E.Writing and Rewriting the Holocaust. Narrative and the Consequences of InterpretationBloomington 1988, (глава 2 From Witness to Legend: Tales of the Holocaust, s. 40-50).