Лидия Чаковская, к.ф.н., МГУ им. М.В. Ломоносова.

Искусство на стыке эпох: художественный космос древних синагог на рубеже античности и средневековья

Курс посвящен интереснейшему явлению поздней античности – художественному миру синагог. Едва появившись в качестве института, синагога стремительно включила в свое пространство изобразительное искусство. Синагога объединила в своем пространстве архитектурные изыски в виде различных планов здания, росписи и мозаики, резьбу в камне, пение, расшитые ткани и прекрасную мебель. Все это должно было превратить синагогу в новое особое пространство, отличное от любого привычного для еврея места. Вместе с тем еще совсем недавно историки относились к изобразительному искусству как к яркому, но малосодержательному явлению, которое говорит нам лишь о том, насколько сильно евреи были эллинизированы, то есть находились под влиянием греко-римской культуры, для которой говорить на языке искусства было привычным и естественным делом.

В последние годы точка зрения изменилась, и теперь визуальное измерение иудаизма считается чуть ли не столь же значимым, как и литературное. Насколько это связано с визуализацией современной культуры, судить трудно, но эта новая парадигма требует от нас углубленного исследования искусства синагог. А родилось оно в невероятное время – в первые века нашей эры, когда, как нам сейчас кажется, все менялось. Античный мир уходил в прошлое, наступало новое христианское Средневековье. Рождался новый иудаизм, и евреи обнаруживали себя живущими в самых разных уголках империи. Но главное, образ, явленный в живописи, мозаике или рельефе, начал значить гораздо большее, чем ранее. Особенно ярко это проявилось в синагогах, находящихся на пограничье. Иногда это буквально пограничный город – Дура-Европос, иногда это граница религиозная между монотеизмом и политеизмом – синагога в Остии и Сардисе, иногда это граница между античностью и Средневековьем – синагога в Бет-Альфа.

В результате курса слушатель получит представление, во-первых,  о еврейском искусстве античности как о целостном явлении, во-вторых, о характере еврейского искусства, в котором диалог с окружающими культурами является важнейшим художественным методом.

Силлабус курса

  1. Дура-Европос и рождение синагогального искусства. Почему еврею необходимо знать о том, кто такой Аззнатакона, Ярибол, Бел и Адонис?
  2. Остия и Сардис, или что общего у императора с Торой?
  3. Бет-Альфа, или зачем знаку Девы сафьяновые сапожки, а Аврааму – красный нож?

Список рекомендуемой литературы:

Аверинцев С.С. Аггада в учительном контексте // По направлению к Талмуду.2001.

Еврейское искусство. Сб.статей под ред. И.Родова. М., 2002

В.В. Бычков Эстетика Филона Александрийского // Вестник древней истории 3. 1975. С.74.

История раскопок Дура-Европос 1928-1937 гг. в письмах и документах //  Парфянский выстрел. Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина и Ю.Н. Литвиненко. М.,2003.

Каптерева Т.П. Римская мозаика. Африка. М., 2008.

Литература Агады. Сост.и редакция И.Бегун, Х. Корзакова. Иерусалим-Москва 1999.

Ростовцев М.И. Четыре лекции о Дура-Европос // Парфянский выстрел. 2003. С. 271ff.

Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М., 1985.

Шукуров Ш.М. ОБРАЗ ХРАМА: ИУДАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО, ИСЛАМ. М., 2002.

Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery. II vols., ed. Urman D. and Flesher P.V.M., Leiden, Brill, 1995.

Hachlili R. Ancient Jewish Art and Archeology in the Land of Israel. Leiden–NY–Kopenhagen–Koeln, 1988

Levine, L. I.The Ancient Synagogue.The First Thousand Years.  New Haven, London, 1999. 2nd ed.2005.

NEW ENCYCLOPEDIA OF ARCHAEOLOGICAL EXCAVATIONS IN THE HOLY LAND ED.STERN E., 1993.,IV, ed. E. Stern (Jerusalem: Carta, 1993).

Работы Л.С.Чаковской:

  1. Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли. М., Индрик. 2011. (с библиографией).
  2. «Еврейское искусство». Статья для Энциклопедии мировых религий. М., 2008.
  3. Мозаики синагоги Бет-Альфа: синагогальное искусство Палестины на перекрестке языческих и христианских влияний // Сборник трудов Отдела классического искусства Запада, посвященный 85-летию Е.И.Ротенберга. М., 2006.
  4. «Еврейское искусство». Статья для Энциклопедии религиоведения. М., 2006.
  5. Михаил Ростовцев и искусство древних христиан и иудеев // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. 2006. № 1. С. 22-35.
  6. Чаша для пророка. Кидушные бокалы и винные ритуалы избранного народа // Magnum 3, 2005.
  7. Удивительный мир Галилеи. Культурная ситуация Святой Земли в период поздней античности // Вестник Российского Государственного Научного Фонда за 2004.
  8.  «Воплощенная память о Храме»Рождение синагоги и еврейский изобразительный канон Византийской Палестины IVVI вв. // Каноны и свобода:проблемы еврейского пластического искусстваМ., 2003. С. 101110, илл.
  9.  Эрвин Гуденафистория научного одиночества // Материалы Девятой Ежегодной Международной конференции по иудаикеМосква, 2002.
  10. Еврейское изобразительное искусство IVVI веков как историко-культурный феномен // ИскусствознаниеЖурнал по истории и теории искусства. 2001.  2. С. 582, илл.
  11. Мозаика – рисование веществом. [Интервью с художником Александром Корноуховым] // Religioвосстановленная связь. 2001.  1. С. 8186, илл.