Семён Гольдин (PhD, Еврейский университет в Иерусалиме), Илья Ленский (Музей Истории евреев в Латвии, Рига) 

                                                                         

Внешние и внутренние границы: евреи, национальные движения и национальные государства в Восточной Европе в первой половине ХХ века

Целью курса является рассмотрение взаимоотношений между национализмом в Восточной Европе и евреями в период между 1899 и 1939 годом.

К концу XIX в. уже сформировались и окрепли национальные движения большей части крупных народов Восточной Европы. Требования и идеи, выдвигавшиеся этими движениями, были различны, но большей частью речь шла о создании национальных государств (или территорий с широкой автономией в рамках империй), включающих всю территорию проживания данной этнической группы. Все эти движения сформировались в противостоянии политике Российской и Австро-Венгерской империй, между которыми был поделен регион, и в постоянном соревновании с зарождающимися и развивающимися национализмами других народов, прежде всего русских и немцев.

Национальные движения сыграли существенную роль в ходе Первой мировой войны, и после распада империй и окончания войны многим из них удалось воплотить в жизнь поставленные цели и создать национальные государства. При этом, разумеется, границы и устройство государств определялись прежде всего текущей ситуацией, конкретной военной и дипломатической обстановкой. Наличие еврейских общин зачастую было одним из факторов, влияющих на формирование государств, и вопрос взаимоотношений с евреями пришлось решать почти всем восточноевропейским национальным движениям. В свою очередь евреи в разных регионах по-разному реагировали на создание новых государств, где-то выражая солидарность с национальными устремлениями «титульных» народов, где-то становясь на сторону других этнических групп. Идеологические дискуссии в еврейской среде, прежде всего, споры об автономизме и сионизме, также оказывали влияние на позицию еврейских общин, организаций и видных интеллектуалов.

К кануну Второй мировой войны практически нигде так и не была найдена ни идеальная, ни оптимальная модель взаимодействия между евреями и национальными движениями. В каких-то странах, как в Эстонии, не видели в евреях проблемы, в каких-то, как в Польше и Румынии, евреи стали одной из центральных проблем для интеллектуалов – националистов, да и всего общества, результатом чего стало обсуждение антиеврейских мер на государственном уровне.

В основу курса положен принцип "кейс-стадис", в рамках которого будут рассмотрены три региона, три различных модели взаимоотношений – Польша, страны Балтии, Чехословакия и Румыния.

Силлабус курса:

Первая лекция

Введение в проблематику. Национальные движения как исторический феномен. Национальные движения у евреев.

Польша

В конце XIX – начале ХХ века на польских землях (прежде всего, в т.н. «Русской Польше») не только проживала крупнейшая в мире еврейская община, но и был накоплен богатый и весьма разнообразный опыт взаимодействия между евреями и местным национализмом. Среди ведущих польских интеллектуалов был представлен широкий спектр взглядов на «еврейский вопрос», от представления о евреях как потенциальной части польской нации до расистского антисемитизма. (Вос)создание Польши после Первой мировой войны перевело дискуссии о роли евреев в обществе из теоретической в практическую плоскость. Если на протяжении 1920-х годов ситуация оставалась достаточно стабильной, и установление режима «санации» в 1926 г. не привело к ухудшению положения евреев, то после смерти Пилсудского влияние радикально антисемитского лагеря на польскую политику резко выросло, что привело к нарастанию антисемитских настроений в 1937-39 годах.

Вторая лекция

Страны Балтии

В начале ХХ века, особенно в ходе революции 1905 года, громко заявили о себе национальные движения литовцев, латышей и эстонцев. Так как основным противником они видели империи и имперские народы (то есть русских и поляков), а также влиятельные инонациональные элиты (то есть немцев), евреи большей частью рассматривались ими как потенциальные союзники. После Первой мировой войны во всех трёх балтийских странах евреям были предоставлены разные варианты национально-культурной (а в Литве на некоторое время даже политической) автономии, которая, пусть и в урезаном виде, просуществовала вплоть до кануна Второй мировой войны. Но если в Эстонии евреи в силу малочисленности находились вне фокуса внимания националистов, то в Латвии и Литве ситуация стабильно ухудшалась, хотя режимы Ульманиса (с 1934) и Сметоны (с 1926) принимали меры для уменьшения роли в обществе не только евреев, но и радикальных националистов. Тем не менее ни в одной из балтийских стран вплоть до Второй Мировой войны не было введено антисемитское законодательство и не было широкомасштабного насилия против евреев.

Третья лекция

Чехословакия и Румыния

Чехо-Словакия (sic!) и Румыния представляют собой противоположные примеры развития взаимоотношений между евреями и национальными государствами, тем не менее «фрагментированность» этих стран в границах после Первой мировой войны позволяет нам рассматривать их в рамках единой парадигмы.

После Первой Мировой войны обе страны получили значительные части бывшего Венгерского королевства (Трансильванию, Словакию и Подкарпатскую Русь), где в силу специфики истории Венгрии второй половины XIX века евреи играли роль проводников венгерского влияния. Чехословакия на протяжении всей межвоенной истории была настроена к евреям либерально, и в силу наличия судето-немецкой проблемы «еврейский вопрос» не столь занимал чешских националистов (впрочем, в Словакии его значение было выше). В то же время для румынских националистов антисемитизм стал интегральной частью идеологии, и накануне Второй мировой войны Румыния (в которой большинство евреев получило гражданские права только в 1919 году) ввела одни из самых жёстких антиеврейских мер в Европе, а «Железная гвардия» развернула широкомасштабную антиеврейскую кампания, сопровождавшуюся насилием.

 Обязательная литература к курсу:

  • Роджерс Брубейкер, Мифы и заблуждения в изучении национализма // АB IMPERIO, вып. 1-2 (2000), стр. 204-224; 247-268;
  • Йфаат Вайс, Центрально-европейский этнонационализм и сионистский бинационализм// AB IMPERIO, вып. 3 (2004), стр. 43-70; 
  • Юрис Голдманис, Вопрос национально-культурной автономии евреев в парламенте Латвии (1918—1925)// Евреи в меняющемся мире, вып. 5 (2005), стр. 266-281;
  • Андреас Каппелер, "Россия - многонациональная империя": некоторые размышления восемь лет спустя после публикации книги // АB IMPERIO, вып. 1 (2000), стр. 15-32;
  • Александра Ленель-Лавастин, Забытый фашизм. Ионеско, Элиаде, Чоран, Москва 2007, стр. 55-85;
  • Маттитьягу Минц, Национальные движения евреев и других меньшинств в многонациональных государствах// Вестник Еврейского университета, вып. 23 (2001), стр. 201-230;

Дополнительная литература:

  • Семён Дубнов, Письма о старом и новом еврействе, СПб.1907;
  • Энтони Смит, Национализм и модернизм, Критический обзор современных теорий наций   и  национализма, Москва 2004.     
  • Йонатан, Френкель, Пророчество и политика. Социализм, национализм и  русское еврейство,1862 -1917, Москва – Иерусалим 2008.
  • Мирослав Хрох, От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе, в: Нации и национализм, Москва 2002, стр. 121 – 145.
  • Ezra Mendelsohn. The Jews of East Central Europe Between the World Wars, Bloomington 1983;
  • Ezra Mendelsohn, Jewish Politics in Interwar Poland: An Overview, in Gutman Y., Mendelsohn E., Reinhartz J., Shmeruk C. (eds.), The Jews of Poland Between Two World Wars, Hanover -London 1989, pp. 9-19.
  • Robert S. Wistrich. The Jews and nationality conflicts in Habsburg lands// Nationalities Papers: The Journal of Nationalism and Ethnicity, Volume 22, Issue 1 (1994)
  • Irina Livezeanu, Interwar Poland and Romania: The Nationalization of Elites, the Vanishing Middle, and the Problem of Intellectuals //Cultures and Nations of Central and Eastern Europe (1998)
  • Anton Weiss-Wendt, Thanks to the Germans! Jewish cultural autonomy in interwar Estonia// East European Jewish Affairs, Volume 38, Issue 1 (2008)
  • Brian Porter, When Nationalism Began to Hate. Imagining Modern Politics in Nineteenth  Century Poland, New York – Oxford 2000;
  • Vladas Sirutavičius and Darius Staliūnas (eds.), A Pragmatic Alliance.  
    Jewish-Lithuanian Political Cooperation at the Beginning of the 20th Century, Budapest 2011;
  • B.Vago, G.L. Mosse (eds.), Jews and Non-Jews in Eastern Europe, 1918-1945, New York, Toronto, Jerusalem 1974.
  • Răzvan Pârâianu, Semitism as a Metaphor for Modernity, Studia Hebraica, issue: 5 / 2005, pp. 23- 68, on www.ceeol.com
  • Constantin Iordachi, Harisma, Religion and Ideology: Romania's Interwar Legion of the Archangel Michael, in John R. Lampe and Mark Mazower (eds.), Ideologies and National Identities:‎ The Case of Twentieth-century Southeastern Europe, Budapest; New York 2004, pp. 19-53.