Максим Гаммал, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова

Караимы Российской империи в поисках своей идентичности

Территориальная экспансия Российской империи в конце XVIII века существенным образом изменила ход истории караимских общин Крыма и Польши-Литвы, так как впервые в своей истории эти общины оказались в составе одного государства. Общей для этих общин стала проблема идентичности в рамках европейской гигантской империи, стремящейся к реформам и переменам. Российские власти готовы были делать различие между караимами и евреями-раввинистами. Эта тема во взаимоотношениях власти и караимов будет центральной на протяжении всего XIX столетия. Так, противостояние между караимами и раввинистами неожиданно выходит за рамки идеологического раскола в область политики и отношений с властями. Российское законодательство в отношении караимов формируется, в основном, во второй трети XIX века. Результат этого процесса весьма впечатляющ: в 1863 году караимы были уравнены в правах с православным населением империи, сохраняя при этом весьма высокую степень автономности общинной жизни.

На первых порах эмансипация караимов Российской империи не привела к смене идентичности – вплоть до 70-х годов XIX века большая часть караимов придерживалась вполне традиционных взглядов. Правда, уже в 30-е – 40-е гг., в период, когда во власти формируется представление о караимах, в историографических произведениях А. Фирковича и М. Султанского традиционная концепция идеологического раскола на караимов и раввинистов подверглась некоторой коррекции. Однако говорить о возникновении национальной идеологии еще преждевременно. Слом традиции наступает в конце XIX – начале XX вв., в период растущей аккультурации и ассимиляции караимов. На смену традиционным взглядам приходит национальная концепция тюркского происхождения караимов. В данном случае национализм был импортирован извне: впервые идея о тюркском происхождении караимов была сформулирована еще вначале 40-х годов XIX века востоковедом Григорьевым. Триумф национальной концепции в караимской общине приходится на 1917 год. Именно тогда, на Национальном караимском съезде, национализм признается официальной идеологией караимской общины.

Силлабус:

  1. Формирование традиции: историографические концепции караимов в Средние века и раннее Новое время.
  2. Коррекция традиции: историографические произведения А. Фирковича и М. Султанского второй трети XIX в.
  3. Слом традиции: импорт и дальнейшее развитие национализма в караимской общине империи на рубеже столетий.

Список рекомендуемой литературы:

Яков Кац Традиция и кризис. Еврейское общество на исходе Средних веков. М. 2010.

И. Лурье (ред.) История еврейского народа в России. От разделов Польши до падения Российской империи. Том 2. М.: Мосты культуры/Гешарим, 2012.

Polliack M. (ed.) Karaite Judaism. A Guide to its History and Literary Sources. Leiden: E. J. Brill, 2003.

Astren F. Karaite Judaism and Historical Understanding. University of South Carolina Press: Columbia, South Carolina, 2004.

Miller Ph. Karaite separatism in nineteenth-century Russia. Joseph Solomon Lutski’s Epistle of Israel’s Deliverance. Cincinnati: Hebrew Union College Press, 1993.

Lasker D., Shapira D. (eds.) Eastern European Karaites in the Last Generations. Ben-Zvi Institute for the Study of Jewish Communities in the East, Jerusalem, 2011.