Московская зимняя школа по иудаике

2–6 февраля 2016 г.

«Миграции: народы, идеи, смыслы»

Со 2 по 6 февраля 2016 г. в подмосковном парк-отеле “Воскресенское” прошла Зимняя школа по иудаике, организованная Центром “Сэфер” совместно с International Center for University Teaching of Jewish Civilization, The Hebrew University of Jerusalem при финансовой поддержке Фонда «Генезис» и Израильского культурного Центра в Москве, Rothschild Foundation (Hanadiv) Europe. Зимняя школа этого года была посвящена памяти выдающегося российского востоковеда и политолога профессора Георгия Ильича Мирского (1926-2016).

Программу школы можно скачать, нажав на изображение:

 

В этом году тема школы была как нельзя более актуальной - “Миграции: народы, идеи, смыслы”. Одним из «нервных узлов» современной цивилизации является идея миграций – перемещения в пространстве людей, идеологий, культурных и смысловых значений. Это явление особенно характерно для истории еврейского народа, неоднократно менявшего в течение веков свои главные цивилизационные центры.

Вместе с географической миграцией происходила и культурная. Перемещаясь из одного культурного региона в другой, евреи обогащали как «принявшие» их культуры, так и свою собственную.

Сегодня, в эпоху массовых миграций, многовековой еврейский опыт межэтнического и межкультурного взаимодействия заслуживает глубокого изучения.

Все курсы, лекции, мастер-классы были так или иначе связаны с основной темой. Участники могли выбрать 3 лекционных курса из 9 предложенных:

Тематический поток/
аудитория
1-ая пара2-ая пара3-я пара
Древний Восток и античность


Михаил Селезнев,
Виктория Гордон


Была ли на Древнем Востоке
культовая проституция?


Дмитрий Браткин


Мужское обрезание античными глазами: 
культурная адаптация и
дезадаптация еврейского
меньшинства в греко-римском мире


Современные тенденции – теория и практика  Владимир Месамед

Иранские евреи 
и миграционные 
процессы


Зеэв Ханин


Репатрианты, эмигранты и беженцы:
миграционные процессы и еврейское
государство в новейшую эпоху


Евгений Варшавер

Миграция, интеграция,
этничность
Российское еврейство на перекрестках истории
Зеэв Левин


Эвакурированные евреи и еврейские
беженцы в СССР
во время ВОВ


Семен Гольдин

Евреи Восточной Европы в 19141924 гг.: беженство,
депортации, репатриации
Олег Будницкий

В движении: российские евреи-эмигранты
в 19331945
Этнография




У студентов была возможность выбрать альтернативу лекционным курсам: этнографический поток. В рамках потока участники обсуждали методологические основы устройства по хранению и поиску материалов сэферовских полевых экспедиций, которые войдут в новую  онлайн базу данных. Кураторами потока были Светлана Амосова и Мария Каспина. К концу школы в базе данных  появились первые материалы и заработала система поиска.


Также все желающие могли присоединиться к эпиграфической практике, проходившей во второй половине дня после лекций. Под руководством Тамары Соломатиной, Мотла Гордона и Михаила Васильева студенты обсуждали насущные проблемы эпиграфистов и способы их решения и оптимизации и унификации экспедиционной работы.


Параллельно с эпиграфической группой 3, 4 и 5 февраля проходили другие лекции и семинары. Стефан Вольфрум (Еврейский университет в Иерусалиме) прочел лекцию на тему “Миграция в эпоху глобализации и роль национальных государств” (на английском языке). Слушатели ознакомились с базовыми понятиями теории международных отношений, узнали, что такое государственный суверенитет, и с какими новыми проблемами и возможностями столкнулся мир в период глобализации рынка.


Екатерина Кузнецова (Еврейский университет в Иерусалиме) провела лекцию-обсуждение проблем перевода художественной литературы с идиша на другие языки. Участники выясняли, чем идиш отличается от других языков, и почему перевод с него связан с уникальными сложностями, а затем попробовали поставить себя на место переводчиков Шолом-Алейхема на русский.


Бейт-мидраш Сергея Григоришина “Мифологический контекст книги Берешит” продолжался несколько дней. Участники начали с того, что сравнивали сюжеты из книги Бытия с шумерскими и аккадскими мифами, а затем пробовали сконструировать текст, который получился бы, если бы книга Бытия писалась шумерскими жрецами.

(на фото: Виктория Гордон)


В рамках школы прошло две пленарных лекции. После открытия д-р  Зеэв Ханин (Ариэльский университет) прочел лекцию на тему “Арабская весна, массовая миграция и исламистский террор в Европе: взгляд из Иерусалима”, а перед закрытием д-р Виктор Шнирельман говорил о проблеме мигрантофобии и современном расизме.


В пятницу вечером участники могли присоединиться к круглому столу на острую тему: “Беженство, репатриация, интеграция - еврейский и нееврейский опыт”. Главными спикерами на нем были Евгений Варшавер, Зеэв Ханин и Олег Будницкий, но почти половина студентов также высказалась - и вечер закончился горячей дискуссией. Среди спикеров и в аудитории были представители разных точек зрения и политических взглядов. Особенно ценным оказалось то, что некоторые участники школы имели практический опыт организации и проведении мероприятий по интеграции мигрантов и могли поделиться реальным опытом и впечатлениями.

(на фото: Зеев Левин)

Культурно-развлекательная программа всегда составляет важную часть школы. На школе состоялось несколько  кинопоказов, два из которых стали премьерами. Документальный фильм “Бундисты” (Израиль, 2012, реж. Эран Торбинер) был впервые показан в России. Этот фильм рассказывает о жизни последних членов еврейской социалистической партии Бунд в Израиле.

Сразу после него участникам продемонстрировали черновой вариант фильма об экспедиции “Сэфера” в Смоленскую область в 2015 году.

4 февраля вечером прошел показ фильма “Человек, который упал на землю” (1976, реж. Николас Роуг) с Дэвидом Боуи в главной роли. За фильмом последовала лекция Ильи Морозова «Марсианин, вернувший людям музыку: David Bowie для «чайников»», посвященная памяти выдающегося поэта, певца, композитора и актера. Лекция поставила рекорд по длительности (4 часа!) и охватила все основные периоды творчества Д. Боуи.



В первый день школы после пленарной лекции прошел мастер-класс по сторителлингу, который провела Эльмира Какабаева - сотрудник Института медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”. Участники школы узнали, что такое сторителлинг, зачем он нужен, какие базовые правила успешного выступления, каковы основные законы создания интересного рассказа. Не только слушали - но и сразу же тренировались делать простые и увлекательные упражнения, что заодно способствовало знакомству друг с другом.


Как всегда на школе можно было получить в подарок книги, которые издает Центр “Сэфер”, получить консультацию преподавателей по темам своего исследования и  обрести новых друзей.

В школе приняли участие 90 человек (включая преподавателей).

Из отзывов участников:

Спасибо Центру "Сэфер" за прошлую неделю, она была феерична. Все было интересно и увлекательно. Необычные лекции, открывшие много вопросов. Странно-волшебные вечера с Боуи, Антониони, прогулками к проруби и посиделками в номерах допоздна. Новый для меня опыт с фотографированием стольких прекрасных вдохновенных людей. Эпиграфические семинары, на которых мы смогли наконец обсудить, как правильно выбрать лопату, а также преимущества и недостатки рулеток и лазерных дальномеров. Жаль, что невозможно было одновременно быть в нескольких местах, чтобы слушать этнографические байки и смотреть слайды с Дмитрием Браткиным; чтобы объяснить всем непосвященным кто такой «человек с кайлом» и почему каникулы на кладбище – это весело.

Юлия Лень (Минск)

Все сейчас хвалят и благодарят центр Сэфер за прошедшую зимнюю школу по иудаике, а я скромно отмалчиваюсь в стороночке. Почему-то мне неловко признаваться, что так сильно как Сэфер, на меня не влияло ещё ничего. Все позитивные изменения, которые произошли со мной за последний год, случились благодаря исключительно Сэферу. 
Во-первых, я перестала стесняться своих интересов и увлечений. Я наконец-то могу заниматься своим любимым делом и быть уверенной, что это не какое-то подростковое увлечение, которое никуда не приведет, а серьезное дело. Во-вторых, именно Сэфер дал мне возможность почувствовать себя причастной к иудаике напрямую, пообщаться с теми, чьи работы я читала, задать им вопросы и поучаствовать в обсуждении. Ну и конечно почувствовать себя хоть капельку нужной, особенно при расчистке кладбища и вбивании эпитафий. И в-третьих, Сэфер подарил мне самые удивительные и приятные знакомства, которые переросли в очень хорошую дружбу. 
Спасибо вам большое! Я уже не могу представить себя без вас.
Виктория Алексеева (Санкт-Петербург)

Вернувшись, наконец-то, домой, переварив всё произошедшее, прихожу к выводу, что зимняя школа по иудаике Центра Сэфер была прекрасной и по-своему необходимой мне. Чему-то я научилась, что-то открыла для себя, в чём-то убедилась окончательно. Новые знания и люди, сказанные правильные и нужные слова привели в итоге к тому, что вернулась я домой другой, уверенной, что двигаюсь в правильном направлении. 
Спасибо огромное организаторам за возможность плодотворно поработать (на этнографическом потоке), познакомиться и пообщаться с интересными людьми. СПАСИБО за всё то нужное и важное, что вы делаете!!!
Маргарита Коженевская (Глубокое)


Следите за страницей школы в фейсбуке, там можно найти фото и отзывы о школе. 

Фотоальбом школы