Этнорелигиозная мозаика израильского социума: грани конфликта

ременник.jpg

Лариса Ременник (профессор университета Бар-Илан, Израиль)

Израиль – страна иммигрантов, заселявших в течение последних 70 лет территорию исторической Палестины (Эрец Исраэль), издавна населенную разрозненными арабскими кланами. Среди еврейского населения страны 95% составляют иммигранты и их потомки, около 40% израильтян родились за пределами Израиля. 
Этот краткий курс предлагает анализ этнического, религиозного и социокультурного многообразия современного Израильского общества. Мы попробуем разобраться, существует ли сегодня в принципе «мейнстрим», или же израильское общество состоит из разрозненных «племен»: светских, религиозных и ультра-ортодоксов; ашкеназов и сефардов из разных стран, русских и эфиопских евреев; старожилов и недавних репатриантов (олим хадашим), не говоря уже о разных социально-экономических сословиях – жителях Тель-Авива и Центра против израильтян с периферии: городов развития, кибуцев и мошавов. 
В какой из этих сегментов израильского социума вписались бывшие советские иммигранты, прибывшие в страну после 1990 г.? Какую роль играют местные израильские арабы в этом сложном строении, напоминающем Вавилонскую башню? Как отражается невероятная пестрота и противоречивость этноконфессионального состава на политических процессах и культурной политике? Является ли наш гипер-плюрализм преимуществом или недостатком? Приглашаю вас вместе поискать ответы на эти непростые вопросы, которые составляют лейтмотив израильской политики, медийного пространства и повседневности. 

Силлабус: 
1. Как мы оказались в таком интересном положении? Краткий обзор этно-культурной истории Израиля;
2. Этнический спектр: ашкеназы, евреи из стран Средиземноморья (сефарды) и Ближнего Востока (мизрахим), африканские евреи, израильские арабы;
3. Между атеизмом и ультра-ортодоксией: происходит ли ползучая «клерикализация» израильского общества? Пост-секуляризм и появление светской религии;
4. Место русских израильтян в этно-религиозной мозаике Израиля. Что произошло с двумя поколениями репатриантов за 30 лет? 

Литература:
  • Ben-Porat, Guy(2013). Between State and Synagogue: The Secularization of Contemporary Israel. Cambridge, UK: CambridgeUniversity Press.
  • Cohen U. and Leon, N. (2008). The new Mizrahi middle class: Ethnic mobility and class integration in Israel. Journal of Israeli History, 27(1):51-64. 
  • Fialkova, L. and Yelenevskaya, M. N. (2007). Ex-Soviets in Israel: From Personal Narratives to A Group Portrait. Detroit: Wayne State University Press.
  • Jewish Virtual Library (AICE Project). Israel. https://www.jewishvirtuallibrary.org/israel
  • Prashizky, Anna and Remennick, Larissa (2016). Weddings in the Town Square: Young Russian Israelis Protest the Religious Control of Marriage in Tel-Aviv.  City and Community 2016, 15(1): 44-63.  DOI: 10.1111/cico.12151. 
  • Rebhun, Uzi, and Waxman, Chaim (eds.) (2004). Jews in Israel: Contemporary Social
  • and Cultural Patterns. Waltham, MA: Brandeis University Press.
  • Remennick, Larissa and Prashizky, Anna (2012). Russian Israelis and Religion: What Has Changed after 20 Years in Israel? Israel Studies Review 25(1): 55-77.
  • Shumsky, D. (2004). Post-Zionist Orientalism? Orientalist discourse and Islamophobia among the Russian-speaking intelligentsia in Israel. Social Identities, 10(1), 83–99.
  • Smooha, S. (2008). The mass immigrations to Israel: A comparison of the failure of the Mizrahi immigrants of the 1950s with the success of the Russian immigrants of the 1990s. Journal of Israeli History, 27(1), 1–27.
  • Waxman, Chaim(2013).Multiculturalism, Conversion, and theFuture of Israel as a Modern State. Israel Studies Review, Volume 28 (1): 33–53.
  • Израиль глазами русских. Сброник статей под. ред. Елены Носенко-Штейн.
  • Москва, Наталис, 2008.