Основные направления библейской экзегезы
в еврейской культуре Средневековья

гершович.jpg

доктор Ури Гершович (ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова)

В рамках мини-курса будут рассмотрены ключевые моменты истории развития еврейской библейской экзегезы Средневековья, сформулированы базисные положения и основные экзегетические приемы различных школ и подходов, описаны факторы, влиявшие на их развитие и пути взаимодействия между ними. Предполагается обращение к текстам наиболее влиятельных комментаторов. Чтение и анализ текстов будет важной составляющей занятий. Желательно знание иврита.

Силлабус:

1. Саадья Гаон как основатель еврейской средневековой экзегезы:
Основания рационалистического подхода к Писанию; 
Отличие от мидраша и связь с талмудической традицией; 
Языкознание и развитие грамматики как программа. Развитие грамматики в XI-XII вв.;
Сефардские паштаним: формирование комментаторской традиции с рационалистически-филологическим уклоном;
Авраам ибн Эзра: филология, рационализм, критичность и методологическая рефлексия;

2. Школа ашкеназских паштаним: 
Рабби Шломо Ицхаки (Раши): пшат и мидраш, грамматика, альтернативные прочтения;
Последователи Раши. Рашбам, р. Йосеф Кара, р. Йосеф Бехор-Шор;
Пшат как методология;
Взаимовлияния христианской и еврейской экзегезы в XII веке. Школа Гуго Сен-Викторского. Пшат и littera;

3. Философия и библейская экзегеза: 
Филон Александрийский как пример философского подхода к Писанию;
Шломо ибн Габироль: аллегория и схематизм
Подход Маймонида к Писанию;
Философские комментарии к приписываемым Соломону книгам Писания. Радикально философский подход и его критика; 
Леви бен Гершом (Ралбаг): филология, логика, философия и морально-практические уроки (тоалийот);

4. Каббалистические подходы к Писанию:
Комментарий Нахманида (Рамбана) к Торе: типология, выявление различных уровней, установка на пшат, анти-философская направленность, элементы каббалы. 
Авраам Абулафия: семь уровней интерпретации Писания. Эксцентрические техники интерпретации Писания. Связь с мидрашом.

Источники:
- Книга Псалмов с комментарием рабби Шломо Ицхаки (Раши) / пер. с иврита М. Левинова. М.: «Книжники», 2011
- Моше бен Маймон. Путеводитель растерянных (перевод и комм. М. Шнейдера). Москва-Иерусалим: «Мосты культуры», 2000
- Тора с комментариями Раши (в 5-и томах) / пер. с иврита Д. Сафронова, А. Фейгина, У. Гершовича. М.: «Книжники», 2009-2012.
- Тора с комментариями Араама ибн Эзры. Т. 1. Берешит / Перевод А. Ольмана. М.: «Книжники, Лехаим», 2014
- Филон Александрийский. Толкования Ветхого завета. М.: Греко-латинский кабинет, 2000
- The commentary of Levi ben Gerson (Gersonides) on the Book of Job / translated from the Hebrew with introduction and notes by Abraham L. Lassen. New York, 1999.
- Goodman L. E., Saadiah ben Joseph Al-Fayyumi, The Book of Theodicy: Translation and Commentary of the Book of Job, New Haven and London: Yale Univ. Press 1988
- Ramban (Nachmanides). Commentary on the Torah / Translated and annotated with index by Charles B. Chavel. New York: Shilo Pub. House, 1971-76.

Литература:
  • Р. Броди. Гаоны Вавилонии и формирование средневековой еврейской культуры. М.-И-м., «Мосты культуры», 2006, стр. 346-362
  • Х. Бен-Шамай. Раввинистические тексты и тексты мидраша в комментариях р. Саадии Гаона к Писанию: продолжение традиции и нововведения // Вестник Еврейского Университета 12 (30), 2008, c. 141-198
  • У. Гершович. "Исследования еврейской библейской экзегезы Средневековья: история и перспективы" // Вестник Еврейского Университета, 12 (30) 2008, стр. 118-140.
  • У. Гершович. «Концовка "Путеводителя растерянных" Маймонида: принцип структурных соответствий при интерпретации библейского текста в еврейской средневековой философии» // Вестник Еврейского Университета: история, культура, цивилизация, 7 (2002), стр. 91-112.
  • А. Гроссман. Религиозная полемика и нравоучительная тенденция в комментарии Раши к Торе // Вестник Еврейского Университета 13 (31), 2009, c. 123-149
  • М. Идель. Каббала: новые перспективы. «Мосты культуры». М.-И-м., 2010, с. 329-396
  • У. Симон. Прямое истолкование библейской истории – между историей, догматикой и духом Средневековья // Вестник Еврейского Университета 13 (31), 2008, c. 150-206
  • Г. Шолем. Основные течения в еврейской мистике. «Мосты культуры». М.-И-м., 2004, с. 52-71.
  • H. Ben-Shammai, “The Tension between Literal Interpretation and Exegetical Freedom: Comparative Observations on Saadia’s Method” // With Reverence for the Word, pp. 33-50
  • S. Garfinkel, “Clearing Peshat and Derash”, in Hebrew Bible / Old Testament : The History of Its Interpretation / Ed. Magne Saebo. Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. Vol. 1. From the beginnings to the Middle ages (until 1300): Pt. 2. The Middle Ages, pp. 129-134
  • A. Grossman, “The School of Literal Jewish Exegesis in Northern France”, in Hebrew Bible / Old Testament, pp. 321-371
  • Y. Elman, “Moses ben Nahman”, in Hebrew Bible / Old Testament, pp. 416-432
  • M. Idel, "Kabbalistic exegesis" in Hebrew Bible / Old Testament, pp. 456-466
  • M. Idel, “Hearot rishoniot al ha-parshanut ha-kabalit le-sugeha” (Первоначальные замечания о типах каббалистической экзегезы) // Sefer ha-yovel la-rav Mordehay Broyer. Иерусалим, 1992. Т. 2. С. 774-777 (на иврите).
  • M. Idel, "Midrashic versus other forms of Jewish hermeneutics; some comparative reflections", in The Midrashic Imagination, ed. M. Fishbane, Albany 1993, pp. 45-58
  • M. Idel. Language, Torah, and Hermeneutics in Abraham Abulafia. NY: SUNY Press., 1988.
  • M. Idel. ‘PaRDeS: Some Reflections on Kabbalistic Hermeneutics’ // Death, Ecstasy, and other Worldly Journeys / Ed. J. Collins and M. Fishbane. Albany 1995, pp. 245-268
  • S. Klein-Braslavy, “The Philosophical Exegesis”, in Hebrew Bible / Old Testament, pp. 302-320
  • U. Simon, “Abraham ibn Ezra”, in Hebrew Bible / Old Testament, pp. 377-387
  • F. Talmage, "Apples of Gold: The Inner Meaning of Sacred Text" // Medieval Judaism in Jewish Spirituality: From the Bible through the Middle Ages / Ed. A. Green. New York 1987, pp. 313-355
  • B.D. Walfish, “An Introduction to Medieval Jewish Biblical Interpretation”, in With Reverence for the Word: Medieval Scriptural Exegesis in Judaism, Christianity, and Islam / Ed. by J.D. McAuliffe, B.D. Walfish, and J.W. Goering. Oxford University Press, 2003, pp. 3-12
  • E.R Wolfson. “Beautiful Maiden Without Eyes: Peshat and Sod in Zoharic Hermeneutics” // The Midrashic Imagination / Ed. M. Fishbane. Albany: SUNY Press, 1993. P. 155-156.