Мизрахим: неашкеназские еврейские общины в Израиле

s200_zeev.levin.jpg

доктор Зеев Левин (Еврейский университет в Иерусалиме)

Термином «Мизрахим» (т.е. «Восточные») в Израиле принято определять все еврейские общины мусульманского мира и стран «Востока»: от Испании («Сефарда») и Португалии на Западе до Индии и Персии на Востоке. На этой громадной по своим масштабам территории проживало в свое время большинство еврейских общин мира, на протяжении многих веков в них формировались еврейская религия, традиции, культура и быт.
В конце XIX в. начались волны репатриации евреев из стран Восточной Европы в Эрец-Исраель (Палестину), в корне изменившие еврейскую демографию страны. К моменту образования Государства Израиль так называемые «восточные» общины превратились из большинства в маргинальное меньшинство еврейских жителей страны, к тому же представлявшее традицию, от которой новые политические и культурные элиты пытались отмежеваться. Большинство репатриантов из стран «Востока» прибыло в Израиль сразу после его формирования в 1950-е гг. Раны приёма и культурного шока, пережитого в годы абсорбции, оставили у этих общин глубокие шрамы, существующие по сей день.
На предлагаемом курсе мы рассмотрим формирование и эволюцию неашкеназких еврейских общин Израиля, их особенности и способы адаптации и интеграции в государстве, гражданском обществе и культуре. 
 
Силлабус:
1. Евреи стран Ближнего Востока
2. Сефарды и евреи стран Северной Африки 
3. Евреи Эфиопии
4. Неашкеназские евреи постсоветского пространства: евреи Грузии, Кавказа и Центральной Азии

Общая информация на русском языке:


Литература:
  • Yossi Dahan and Gal Levy, Multicultural Education in the Zionist State – The Mizrahi Challenge, Studies in Philosophy and Education, November 2000, Volume 19, Issue 5–6, pp 423–444.
  • Ehud Ein-Gil and Moshe Machover,  Zionism and Oriental Jews: Dialectic of Exploitation and Co-Optation, Race & Class, January 2009; vol. 50, 3: pp. 62–76.
  • Sergio DellaPergola (2008), Sephardic and Oriental Jews in Israel and Western Countries, in Peter Y Medding (ed.), Studies in Contemporary Jewry, # 22: Sephardic Jewry and Mizrahi Jews: Vol. XXII, Oxford University Press, USA.
  • Joseph Massad, Zionism's Internal Others: Israel and the Oriental Jews, Journal of Palestine Studies, Vol. 25, No. 4 (Summer, 1996), pp. 53-68.
  • Yoav Peled, Towards a redefinition of Jewish nationalism in Israel? The enigma of Shas, Ethnic and Racial Studies, Volume 21, 1998 - Issue 4, pp-703-727.
  • Sami Shalom Chetrit, Mizrahi Politics in Israel: Between Integration and Alternative, Journal of Palestine Studies, Vol. 29 No. 4, Autumn, 2000, pp. 51-65. 
  • Ella Shohat, The Invention of the Mizrahim, Journal of Palestine Studies
  • Vol. 29, No. 1 (Autumn, 1999), pp. 5-20.
  • Ella Shohat (1988), Sephardim in Israel: Zionism from the standpoint of its Jewish victims, Social Text 19/20: 1–35.
  • Oren Yiftachel, Social Control, Urban Planning and Ethno‐class Relations: Mizrahi Jews in
  • Israel's ‘Development Towns’, International Journal of Urban and Regional Research24(2): June 2000, pp. 418-438.