«Триклиний мудреца» – комменсализм в талмудических рассказах 
как средство выражения идей

кипервассер.jpg

доктор Реувен Кипервассер (Еврейский университет в Иерусалиме)

Речь пойдет о талмудических рассказах из Страны Израиля 4 в. и о культуре застолья в позднем античном Средиземноморье, которая находит свое выражение в этих рассказах. Мы будем читать избранные рассказы из талмудической литературы и анализировать их в сравнении с рассказами, в которых появляется модель комменсализма из греко-римской литературы.  Общим местом этих двух средиземноморских литератур, греко-римской и талмудической, является центральное место симпозиума, т. е пира, для выражения идей рассказчика о социуме и мире и для репрезентации типичных для них, но отличающихся друг от друга, драматических коллизий. 
Особенное внимание мы уделим коллизии Хозяин–Гость, которая была наиболее важной для выражения этической доктрины талмудического иудаизма. Последнее приведет нас к идеям современных постмодернистских мыслителей, которые склонны заменять некогда столь незыблемую этическую парадигму моделью гостеприимства. Проверка возможности диалога между этими древними и новыми идеями будет одной из задач этого курса.

Силлабус:
1. Опыты гостеприимства (1). Рабби Янай и незнакомец
2. Опыты гостеприимства (2). Бар Каппара
3. Опыты гостеприимства (3). Камца друг и Камца недруг
4. Мертвых в землю, живых за стол. Тризна в Иерусалимском Талмуде.

Литература: 
  • HezserCatherine, Rabbinic Body Language (Leiden: Brill, 2017).
  • Schwartz Seth, Were the Jews a Mediterranean Society? Reciprocity and Solidarity in Ancient Judaism (Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2010)
  •  Tropper Amram, Like Clay in the Hands of the Potter. Sage Stories in Rabbinic Literature, (Jerusalem: ZalmanShazar Center, 2011) (Hebrew).
  • Derrida Jacques, Of Hospitality (trans. Rachel Bowlby; Stanford: Stanford University Press 2000)