Donate
Например: Грант



Зеленина.jpg


Галина Зеленина (к.и.н., доцент Центра библеистики и иудаики РГГУ, Москва)

 

Двести лет врозь: евреи и испанцы в воображении друг друга,

XVI–XVII вв.


Согласно Альгамбрскому декрету 1492 года, евреи покинули Испанию, оставив там половину своих соплеменников, принявших крещение, и частичку сердца. Если Иегуда Га-Леви чувствовал, что сердце его на Востоке, в то время как сам он пребывает на Западе, в Аль-Андалусе, то его далекие потомки, пребывая в Амстердаме, Гамбурге, Измире и Салониках, ощущали, что сердце их осталось в Андалусии – или что они захватили Андалусию с собой. Испанцы тем временем были озабочены стиранием еврейских следов на своей земле – искореняли Моисееву ересь, изгоняли с высоких постов людей еврейской крови, но не только: несмотря на отсутствие в стране живых иудеев испанские публицисты и в XVIII веке писали трактаты о зловредности иудаизма, ритуальных убийствах и тому подобном. Об этих двух парадоксах мы и поговорим.

 

Силлабус:

1. Изгнание из Испании: причины, сеттинг, последствия. Дискуссии о причинах и последствиях
2. Испанское наследство в западных сефардских общинах (Амстердам, Гамбург, Лондон)
3. Розыск «скрытых евреев» и борьба с «постоянной ложью и изменой»: инквизиция и политика «чистоты крови»
4. Теория юдофобии: антииудейские трактаты, творческая переработка средневековых топосов и практические импликации


Краткая библиография:

Кеймен Г. Испания. Дорога к империи. М.: АСТ, 2007.
Каплан Й. Альтернативный путь к Новому времени. М.: Книжники, 2014.
Контрерас Х. Инквизиторы и тайные иудеи. Власть, культура и религия в Испании Золотого века. СПб.: Вести, 2006.
Зеленина Г. Огненный враг марранов. Жизнь и смерть под надзором инквизиции. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.
Нетаньяху Б. Истоки инквизиции в Испании XV века. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.