Евреи и спорт: противоречивый феномен современности

Мини-курс состоит из 4 лекций, которые пройдут с 19-00 до 20-30 по московскому времени по пятницам в октябре: 4.10, 11.10, 18.10, 25.10
Чтобы прослушать курс, необходимо заполнить анкету
Если в данной анкете вы отметите, что Вас интересуют все курсы и лекции, проводимые в рамках проекта, в дальнейшем вы можете не заполнять анкеты на участие в новых курсах.

Современный спорт родился на рубеже XIX и XX веков. Небольшой экскурс в Википедию подтвердит тот простой факт, что крупные спортивные организации были основаны именно тогда. Его рождению способствовали индустриальная революция, рост городов, развитие средств коммуникации и глобализм. От любительского спорта средины XIX века ему достался в наследство идеал морального прогресса человечества через физическое совершенствование, что хорошо отражает олимпийский девиз. Но основным донором и потребителем массовых спортивных состязаний стали растущие городские окраины. Такое соединение высокого и низкого начал породил феномен, которому нет аналогов в современной западной культуре. Объем научных публикаций о спорте необъятен, что свидетельствует о непрекращающихся (но, увы, удачных лишь отчасти!) попытках описания ускользающей спортивной реальности. Спорт становится самым ярким и видимым показателем модернизации, эмансипации масс и образцом социального лифта, когда «один из нас» в одночасье становится национальным героем.

В это же время европейское еврейство переживает, по меткому выражению Якова Каца, «исход из гетто», а, по сути, социальную революцию: становясь из изгоев общества его становым хребтом – средним классом. Поэтому и неудивительно, что очень скоро слова «евреи» и «спорт» начинают вполне рифмоваться в современной культуре. Спорт выступает в новейшей истории евреев как двуликий Янус.

С одной стороны, спорт становится средством интеграции евреев в новое для них общество, будь то в Европе или Америке. Появляются виды спорта, где евреи доминируют на протяжении десятилетий. Самый яркий пример такого рода – это так называемые «интеллектуальные виды спорта»: шахматы и бридж. Но не только в них евреи успешны. Атлетические виды спорта не становятся исключением. Так, в Нью-Йорке первых десятилетий XX века у всех были на слуху имена известных еврейских боксеров.  И одновременно спорт, его массовая составляющая, становится одним из каналов укрепления социальных связей внутри еврейских общин, способствует становлению современного еврейского национализма. Различные массовые еврейские спортивные организации копируют идеологию своих визави из внешнего мира, но с еврейским акцентом. В Северной Америке появляются спортивные клубы «Объединения еврейской молодежи» (YMHA) как заимствование структуры весьма успешного «Объединения христианской молодежи» (YMCA). Идея Маккабиады напрямую заимствована из олимпийского движения, но цель - поднятие спортивного уровня еврейской молодежи и усиление чувства принадлежности к единому народу - способствовала укреплению и популяризации идей сионизма.

 1. Современный спорт: от духовных идеалов к коммерческому успеху.

2. Евреи и массовый спорт: эмансипация, интеграция и национализм.

3. Шахматы и бридж как пример социального успеха.

4. Евреи и атлетика - исключение или правило?


israelijudogoldmedal.jpg

О преподавателе: Максим Гаммал - историк-востоковед, преподаватель кафедры иудаики ИСАА МГУ. Научный консультант и автор нескольких лекций курса Цетра "Сэфер" совместно с "Арзамас" "Вся история евреев". Лектор портала ПостНаука об эмансипации евреев, автор курсов вебинаров по истории традиционных еврейских общин, по истории евреев в Новое время, лектор на школах Центра "Сэфер".