НА КРАЮ АШКЕНАЗА: ЕВРЕИ В КУРЛЯНДИИ И РИГЕ, 1560-1940

Данный курс состоит из 4 лекций, которые пройдут 18, 20, 25 и 27 апреля, по средам и пятницам.
По средам занятия будут проходить с 21-00 по московскому времени, по пятницам - с 19-00.  
Чтобы записаться на курс, необходимо заполнить анкету.

Если еврейские общины некоторых регионов (например, польских и немецких земель) хорошо известны студентам, да и широкому кругу «любителей» еврейской истории, о существовании других (например, Чехии и Италии) имеется некоторое представление, то многие регионы представляют terra incognita даже для людей, погруженных в науку о еврействе. Хотя историография евреев Курляндии и Риги насчитывает более полутора столетий, и в ней отметились, в том числе, виднейшие русско-еврейские историки, тем не менее, этот регион обычно воспринимается как некий маргинальный курьёз, который проявляется в еврейской истории разве что как родина тех или иных значимых фигур. Поэтому кажется важным и интересным дать возможность слушателям поближе познакомиться с этой малоизвестной, но во многих отношениях значимой общиной, на примере которой мы видим некоторые тренды еврейской истории – как типичные, так и совсем необычные.

Sefer - Lekcijas - 2 Rickmann.jpg

Содержание курса:
1. Ранний этап (до 1760-х годов)
2. Вызовы Просвещения (1760-1860)
3. Тяжкая поступь модерна (1860-1914)
4. Новые обстоятельства (1914-1940)

О лекторе: Илья Ленский закончил историко-философский факультет Латвийского университета со специализацией по Новой и новейшей истории. С 2008 года – директор музея «Евреи в Латвии». Участников многих программ центра «Сэфер» как студент, организатор и преподаватель. В 2018 г. на XXV ежегодной международной конференции по иудаике получил грант им. Ю. Винера за вклад в развитие иудаики. 


1. РАННИЙ ЭТАП (до 1760-х годов)

До 1561 года евреям было запрещено появляться на территориях, подконтрольных Тевтонскому ордену, и поэтому мы начнём с критического разбора популярных историй о раннем периоде истории евреев нашего региона. Со второй половины XVI века территория Латвии попадает под влияние Польши, и начинается документированная (хоть и плохо) история евреев. Мы поговорим о специфике еврейской жизни в регионе: – модели существования в сельской местности без организованных общин – и о месте евреев в экономической жизни, затронув также вопрос путей формирования еврейского населения. Продолжим рассказом о первых опытах организации и самоорганизации еврейского населения, предпринятым под польским влиянием, успешных и неуспешных попытках изгнания. Закончим мы теми изменениями, которые принесло усиление роли России в регионе, и некоторой стабилизацией еврейской жизни в 1760-е годы.

2. ВЫЗОВЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ (1760-1860)

В 1760-е годы, с концом периода гонений, наступает новый этап. В Риге благодаря колонизационным проектам Екатерины II фактически начинается постоянное еврейское присутствие, в свою очередь в Курляндии начинается формирование новой еврейской элиты. В этот период евреи начинают активнее взаимодействовать с внешним миром, во многом благодаря постоянным связям с германскими землями. В регионе действовали люди из круга Мозеса Мендельсона, и полемика о возможности эмансипации курляндских евреев происходила параллельно подобным дискуссиям в Пруссии и Франции. Мы поговорим о том, как Курляндия и Рига стали в некотором смысле лабораторией модернизации российских евреев на рубеже XVIII-XIX веков, и какую роль в этом сыграли университеты – немецкие и российские. В этот период евреи активно переселяются в города, и даже в Риге формируется еврейская община, несмотря на серьёзные ограничения, налагаемые как имперскими, так и городскими властями.

3. ТЯЖКАЯ ПОСТУПЬ МОДЕРНА (1860-1914)

1860-е годы во многом ознаменовались изменениями в российском законодательстве, которые способствовали переселению тысяч евреев за пределы Черты оседлости, в том числе и в наш регион. Еврейское население Курляндской губернии за XIX век возрастает в 10 раз, Риги – в 35 раз только за вторую половину столетия. Евреи начинают активно входить как в новые отрасли экономической деятельности (химическая промышленность, строительство), так и доминировать в традиционных, например, в торговле лесом. Вместе с тем продолжаются процессы модернизации и аккультурации, начавшиеся в предыдущий период, и евреи всё больше начинают попадать под влияние немецкой и русской культур. С другой стороны, всё больше евреи начинают контактировать (но и конфликтовать) с латышами, особенно эти контакты укрепились с возникновением социал-демократических организаций на рубеже XIX-XX веков. Параллельно с социалистическими идеями в еврейской среде активно распространяются также сионизм и либерализм, причем еврейские либералы часто жили на грани двух миров, активно действуя как в еврейской, так и нееврейской среде, что выразилось и в постоянном присутствии курляндских евреев среди депутатов всех созывов Государственной думы. В результате всех этих изменений к 1914 году еврейская община в Курляндии и Риге, будучи численно относительно небольшой (порядка 90 тысяч человек), была одной из самых современных и разнообразных в Российской империи.

4. НОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (1914-1940)

Первая мировая война коренным образом изменила жизнь евреев западных губерний, не исключая и наш регион. В конце апреля 1915 года в течение нескольких дней почти полностью депортируется еврейское население Курляндской губернии, и курляндские евреи как функциональная община практически перестают существовать; евреи Риги оказываются под угрозой выселения. Разумеется, эти репрессии во многом способствовали интересу евреев к тем многочисленным проектам государственного развития, которые стали возникать после распада Российской империи.
Создание независимой Латвийской республики в ноябре 1918 года, в условиях немецкой оккупации, поставило перед еврейской общиной новые вызовы. Впервые им было предложено считать себя латвийскими евреями, и началось формирование новой еврейской идентичности, для которой важным эпизодом было участие в Войне за независимость Латвии. Впервые Рига становится не только экономическим, но и интеллектуальным еврейским центром. И в Риге, и в Курляндии, в которую вернулась небольшая часть выселенных евреев, возникает сеть еврейских школ, еврейская пресса, множество общественных организаций. Впервые еврейская общественная жизнь становится практически полностью светской, а внутриеврейские конфликты (светские против религиозных, идишисты против гебраистов) становятся предметом дискуссий в парламенте. Экономический кризис начала 1930-х годов и авторитарный режим Карлиса Улманиса (1934-1940) оказали серьёзное влияние на еврейскую общину, с одной стороны нанеся ей серьёзный урон в хозяйственной сфере, но другой стороны Латвия продолжала оставаться относительно пригодной для еврейской жизни страной.