Между "кровавым наветом" и "жидовским царством": как возникла моральная паника во время "дела врачей" 1953 года


Лекция Александры Архиповой пройдет 8 сентября с 19-00 до 20-30 по московскому времени.
Чтобы попасть на лекцию, необходимо заполнить анкету.

13 января 1953 года в Правде было опубликовано постановление о разоблачении кремлевских врачей, которые "посредством вредительского лечения" хотели убить партийную элиту.  "Дело врачей" привело к развитию моральной паники о врачах-отравителях, которые готовы убить простых советских людей, прививая рак в больнице или подкладывая яд в пиво. Эта моральная паника была столько "успешной", что в некоторых случаях всерьез испугала локальные власти. Но что сделало моральную панику столь успешной?
"Рельсами", по которым катилась "моральная паника" вокруг дела врачей, несомненно, являлась идеологическая кампания, создавшая образ  врачей-вредителей, действовавших по задании "зарубежных сионистов" при посредничестве американской разведки. Однако "маслом", позволяющим моральной панике развиться столь быстро и столь успешно, были фольклорные модели - кровавый навет (в славянском варианте евреи убивают детей, чтобы перед Пасхой добыть кровь для мацы) и представление о "жидовском царстве" (использующим, как правило, мотивы из "протоколов сионских мудрецов").  Мы рассмотрим, как обе фольклорные модели способствовали наращению моральной паники.  

лекция А Архиповой.jpg

О лекторе:
Александра Архипова окончила Российский государственный гуманитарный университет, историко-филологический факультет. Кандидат филологических наук (РГГУ, 2003). Доцент Центра типологии и семиотики РГГУ. Старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Старший научный сотрудник Московской высшей школы экономических и социальных наук (Шанинка). 
Автор более 100 работ по фольклористике и культурной антропологии, в том числе книг «Анекдоты о Сталине: тексты, комментарии, исследования» (Москва, ОГИ, 2009; совместно с М. Мельниченко), «Штирлиц шел по коридору: как мы придумываем анекдоты» (Москва, РГГУ, 2013); составитель (совм. с Я. Фрухтманном) сборника «Фетиш и табу: Антропология денег в России» (Москва, ОГИ, 2013) и "Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве" (Москва, РГГУ, 2013).