Иудеи в историческом пространстве Дагестана (опыт изучения еврейских кладбищ Дагестана)

Вебинар ведет Наталья Кашовская, он пройдет 28 мая с 19-00 до 20-30 по московскому времени. Чтобы попасть на лекцию, необходимо заполнить анкету

Устная коллективная память, которую сумели зафиксировать исследователи XIX- XX вв., сохранила предания и события, происходившие не ранее XVI-XVII веков. В преданиях горских евреев отсутствуют четкие сведения о времени поселения их предков на Восточном Кавказе и о месте, из которого они были переселены на Кавказ. Реконструировать картину прошлого в таком историографическом провале можно только в общих чертах. Дискуссионность вопросов о направлении дальнейшей миграции евреев в XVII-XIX вв. в горные районы Дагестана заставляет искать новые источники. В такой ситуации «источниковедческого голода» уцелевшие древние еврейские кладбища Дагестана, затерявшиеся в ущельях или тенистых долинах, а то и, поднявшиеся на отроги гор, - позволяют составить весьма широкое представление о «географии расселения еврейской диаспоры по территории» Дагестана. Эпиграфическое изучение кладбищ селений Южного Дагестана, где данный регион рассматривается как наиболее возможный путь передвижения общин из Карабаха и Шемахи, может обещать реальные результаты. Основными объектами наших исследований стали надгробные камни некрополей города Дербента и селений в его «округе»:  Маджалиса, Нюгди, Карчага, Джераха, Мараги, Хели-Пенджика, Янгикента.

эпиграфика.jpg

Предпринятые эпиграфические наблюдения на некрополях Дагестана стали частью больших работ по сохранению и изучению культурно-исторического наследия какими, безусловно, являются старые кладбища округи Дербента. Всего на 9-ти исследованных некрополях вышеупомянутых селений Южного Дагестана удалось зафиксировать более 1000 надгробий уцелевших надгробий, часть из них анэпиграфна, эпитафий - 780. Полный свод надгробных текстов, как своеобразного письменного источника, дополняет, а в иных случаях восстанавливают историческую картину жизни общин горских евреев Дагестана в пределах XVII-XX веков. Чертежи надгробий с каждого некрополя позволили выявить аналогии, синхронность распространения типов. Прориси текстов с обследованных могильников дали образцы почерков и шрифтов, которые собраны в единую сводную таблицу. Неизвестные нам мастера передавали шрифты от курсива до строгой печатной квадратной формы, но в каждой общине были свои, особые, почерки. Эпитафии, сгруппированные в единый каталог, показывают уровень религиозности в общинах, владения языком, знания библейского текста и умения сложить эпитафию. Наблюдается и активные контакты между общинами. Показательна община Джераха, где, несмотря на замкнутость поселения горными отрогами, зафиксированы 6 почерков других селений Южного Дагестана. Правда, не один из почерков не приобрел устойчивость. Зафиксированные аналогии говорят о сохранении языковой ивритской письменной традиции вплоть до начала XX века. Стилистические обороты эпитафий, как и подбор евлогий сближают еврейские общины Дагестана с остальными регионами восточно-каспийской диаспоры.