Средневековые еврейские иллюстрированные рукописи

Мини-курс из 5 лекций, даты: 5, 12, 19, 26 ноября и 3 декабря. Начало в 21.00 по московскому времени. 
Для записи необходимо заполнить анкету.

Цель курса: познакомить слушателей с искусством европейской средневековой еврейской миниатюры, дать представление об основных типах рукописей, циклах сюжетов, иконографических особенностях религиозных сюжетов, культурологическим значением бытовых деталей.


Лекция 1. Вводная.

История изучения средневековой еврейской миниатюры. Географические и хронологические границы. Материалы и техники. Основные типы манускриптов. Сефардская традиция: Сараевская, Золотая, Барселонская агадот, Агада Кауфмана, Библия из Серверы и Кенникоттская Библия. Ашкеназская традиция: Регенсбургское Пятикнижие, Вормсский, Дрезденский и Вроцлавский Махзоры, Вторая Нюрнбергская Агада. Агадот-сестры и агадот-братья.

Лекция 2. Образы средневековой еврейской жизни в миниатюрах.

Изображения празднования Песаха в сефардских и ашкеназских манускриптах. Различные традиции и их отражение. Миниатюры с изображением евреев-современников художника и их значение. Значение миниатюры с марором. Мистическая маца в сефардских рукописях. Изображения свадебных церемоний. Евреи в христианском искусстве и в еврейских рукописях.

Лекция 3. Библейские сцены в средневековых еврейских миниатюрах.

История сотворения мира. История Песаха. Мидраши в средневековом христианском и средневековом еврейском искусстве (Авраам, Моисей, Соломон). Миниатюры, относящиеся к приходу Мессии и концу света. Как изображаются ангелы и Бог? Память о Храме - изображения Храма и храмовых принадлежностей в сефардских и ашкеназских миниатюрах (Перпиньянская Библия, Регенсбургское Пятикнижие, Библия Харли).

Лекция 4. Проблема фигуративного искусства в еврейской традиции

Что средневековые еврейские тексты говорят нам о возможности фигуративного искусства, запрете на него или разрешении? Зверо- и птицеголовые изображения людей в ашкеназских рукописях. Птицеголовая Агада, Трёхчастный Махзор. Возможен ли антисемитизм в еврейских рукописях?

Лекция 5. Заказчики и художники.

Что мы знаем о заказчиках и исполнителях иллюстрированных еврейских рукописей? Колофоны и автопортреты художников в рукописях, возможные изображения патронов. На какую аудиторию были рассчитаны миниатюры? Типы миниатюр, микрография. Взаимодействие с христианскими художниками, заимствования из христианской иконографической традиции и её изменения (например, (Бегство Иосифа, Марии и Иисуса в Египет=Путешествие Моисея, Ципоры и детей в Египет; Древо Иессеево - Древо повешения Амана и его сыновей и т.д.).


О преподавателе: Дильшат Харман - кандидат наук по искусствоведению, религиовед, переводчик, специалист по западноевропейскому искусству. Закончила Московскую художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова. Автор и редактор многочисленных электронных изданий (в том числе "Средневековая архитектура Франции", "Иерусалим: исторический путеводитель", "Советская Москва: от утопии к империи" и др.) и книги для детей "Мы живем в древнем Новгороде" (изд. "Пешком в историю", Москва, 2012). Постоянный участник конференций "Сэфер" и лектор на школах по иудаике. 

Рекомендуемая литература.

1. Batterman M. Bread of Affliction, Emblem of Power:the Passover Matzah in Haggadah Manuscripts from Christian Spain // Imagining the Self, Imagining the Other: Visual Representation and Jewish-Christian Dynamics in the Middle Ages and Early Modern Period. Brill Academic Publishers, 2003, pp.53-90

2. Buda Z. Heavenly Envoys: Angels in Jewish Art // Angels, Devils. The Supernatural and Its Visual Representation. Central European University Press, 2011, pp.117-134.

3. Epstein M. M. The Medieval Haggadah. Art, Narrative and Religious Imagination. Yale University Press, 2011.

4. Gutmann J. The Illuminated Medieval Passover Haggadah: Investigations. // Studies in Bibliography and Booklore, Vol. 7, No. 1/4 (1965), pp. 3-25

5. Kogman-Appel K. A Mahzor from Worms. Art and Religion in a Medieval Jewish Community. Harvard University Press, 2012.

6. Kogman-Appel K. Illuminated Haggadot from Medieval Spain. Pennsylvania State University Press, 2006

7. Kogman-Appel K. The Tree of Death and the Tree of Life: the Hanging of Haman in Medieval Jewish Manuscript Painting // Between the Picture and the Word. Manuscript Studies from the Index of Christian Art. Penn State University Press, 2005.

8. Kogman-Appel K. Sephardic Ideas in Ashkenaz: Visualizing the Temple in Medieval Regensburg // Jahrbuch des Simon-Dubnow-Instituts 8 (2009), pp. 245-277

9. Sabar S. Bride, Heroine and Courtesan. Images of the Jewish Woman in Hebrew Manuscripts of the Renaissance in Italy // Proceedings of the Tenth Congress of Jewish Studies. Division D, Volume II. Jerusalem, 1990.

10. Shalev-Eyni S. Solomon, his Demons and Jongleurs: the Meeting of Islamic, Judaic and Christian Culture // Al-Masaq: Journal of the Medieval Mediterranean, 18:2 (September 2006), pp.145-160.

11. Shatzmiller J. Jews, Christians, and Art in the Medieval Marketplace. Princeton University Press, 2013.

12. Zirlin Y. Celui qui se cache derrière l'image:colophons des enlumineurs dans les manuscrits Hébraïques // Revue des Etudes Juives, 155 (1997), pp.33-52.

13. Zirlin Y. Joel meets Johannes: a Fifteenth-Century Jewish-Christian Collaboration in Manuscript Illumination // Viator, 26 (1995), pp.265-82