Эпиграфика Крыма и Кавказа: историография и новейшие открытия

Данный курс состоит из двух лекций, которые пройдут 24 и 25 ноября с 14-00 до 15-30 по московскому времени. 
Чтобы принять участие в курсе, необходимо заполнить анкету.

Содержание курса:
1. Кодификация еврейского квадратного письма в эпиграфике.
2. Иудеи Боспора (по материалам новейших открытий).

мангуп кале.jpg

О лекторе: Кашовская Наталья Васильевна в течение 20 лет ведет изучение старых еврейских кладбищ Крыма, Кавказа с целью каталогизации эпиграфического собрания. Полностью изучила кладбище на пл. Мангуп (Республика Крым), с окончательным установлением времени существования иудейской общины: с первой половины 15-го по конец 18 вв. На протяжении многих лет в составе международной группы эпиграфистов-историков работала над паспортизацией 5 тыс надгробий кладбища Чуфут-Кале (Республика Крым). Параллельно изучала надгробия Тамани и кладбища Южного Дагестана. Каталог этих надгробных текстов Дагестана готовится к публикации. У автора около 50 научных статей по эпиграфическому наследию еврейской истории. Возглавляет отдел "Религии Востока" в Государственном музее истории религии Санкт-Петербурга.

Подробное содержание лекций

1. Кодификация еврейского квадратного письма в эпиграфике.

Лекция знакомит с результатами авторских наблюдений при сборе и составлении еврейских текстов эпитафий. Материал собирался в ходе многолетних полевых изысканий по Кавказу и Крыму. По результатам этой работы вышел эпиграфический корпус, представляющий собой ценнейший источник, содержащий около 5 тысяч надгробных текстов, которые могут лечь в основу многопрофильных исследований историков, этнографов, религиоведов. 
Для эпиграфиста наряду с архитектурой, декором, техникой обработки камня одним из самых важных инструментов в датировке надгробного текста является письмо. Оно представляет собой фиксацию речи для передачи ее в целях общения на расстоянии и во времени. И если мы проведем даже краткий экскурс в историю письма, то первое, что будет отмечено, это культурное заимствование. Примером такого культурно-цивилизационного симбиоза стало развитие и кодификация еврейского квадратного письма.
В лапидарном письме, которое развивалось под сильным влиянием арамейского, в силу своей особенности, проявилась региональная вариативность. Она придала ему характерную форму графем и устойчивость на многие столетия, несмотря на то, что все первое тысячелетие новой эры (или четвертое по традиционно еврейскому летосчислению) до середины XVI столетия использовался квадратный курсив. Однако в распоряжении исследователей едва ли наберется 100 надписей на камне первых веков, выполненных на еврейском языке, включая земли Иудеи, Средиземноморский бассейн, Причерноморье. 
К датировке эпиграфических источников почерки и шрифты надписей имеют непосредственное отношение, т.к. они фиксируют определенные навыки и традицию. К концу XV века в среде еврейских общин возникает печатный квадратный шрифт. В дальнейшем, с XVI в., параллельно употребляются две группы шрифтов квадратного письма: рукописный (курсив) и печатный. Переход на квадратный почерк печатного образца в эпиграфике восточных общин, куда входит  Крым и Кавказ, стал наблюдаться с рубежа XVI-XVII веков. 

2. Иудеи Боспора (по материалам новейших открытий).

Предлагаемая лекция посвящена новым открытиям на Тамани – как археографическим, так и археологическим. 
С первого, почти интуитивного, романтического периода изучения Боспорского края археологические древности представляли разнообразные сферы их жизни, превращая еврейскую диаспору на Европейском и Азиатском Боспоре из легенды в исторический факт. 
Еврейское присутствие в больших городских центрах и в их окрестностях отмечалось еще ранними византийскими источниками. В «Регестах и надписях» и «Хронографии» Феофана встречается упоминание о Фанагории и о «живущих там евреях…». Но только 60-70-ых годах XIX столетия в районе городищ Фанагории, Тамани и Керчи были сделаны находки камней с иудейскими символами. В течение последующих 10 лет с 1866 по 1876 год, были обнаружены ещё 60 аналогичных надгробий. Уцелела к настоящему времени из такого количества обнаруженных плит (более ста по оценке Д.А.Хвольсона) только одна, о котрой можно говорить определенно. Стела-надгробие была опубликована Д.А. Хвольсоном в «Сборнике еврейских надписей…» под номером 96 (Даниил Абрамович Хвольсон, 1884, С.136) и передана на хранение в Азиатский Музей Императорской Академии Наук. В настоящее время эта стела хранится в фонде Гос. Эрмитажа, куда она попала, вероятно, после расформирования Азиатского музея в 1930-х годах
Дальнейшие находки надгробий и их изучение для Боспорского региона позволили подтвердить наличие поселений переселенцев-иудеев и установить межэтнические контакты, в которые были они вовлечены. Подобные отношения привели к появлению смешанных синкретических и квазипрозелитических культов на периферии античного мира или с элементами иудаизма или на его основе.
Такой синкретизм наиболее явно проступает в деталях и планировке вновь открытого центра комплекса СК-6, открытого у станицы Вышестеблиевской. 
Огромное значение имеют и выявленные в фонде ИВР РАН эстампажи Д.А. Хвольсона с лапидарной коллекции XIX в.. Их обретение ставит перед эпиграфистом новые задачи по анализу, атрибуции и обработке для введения в научный оборот новых артефактов.