Новый завет 
как литература еврейской диаспоры

Данный курс состоит из шести лекций, которые пройдут 30.09, 7.10, 14.10, 21.10, 28.10, 04.11 (по субботам) с 19-00 до 20-30 по московскому времени.
Чтобы записаться на курс, необходимо заполнить анкету.

Изучение истории иудаизма как современная научная дисциплина восходит к двум на первый взгляд не слишком похожим, но в то же время типологически очень близким конфессиональным контекстам: во-первых, это протестантская, главным образом лютеранская традиция «высокой» теологии, восходящей к Землеру и формирующаяся к концу XVIII века, и во-вторых, своеобразная дисциплина Wissenschaft des Judentums, вырастающая из Гаскалы. Для большинства исследований по историографии характерен вполне очевидный вектор описания того, как эти научные традиции развивались в сторону современной критической науки через преодоление собственного теологического подхода. В данном курсе я предложу иной взгляд: мы попробуем посмотреть на то, каким образом в европейском (т.е., генетически христианском) научном взгляде на иудаизм древности продолжали сохраняться теологически мотивированные концепты и каким образом эта искаженная исследовательская оптика влияла не только на описание прошлого, но и на восприятие текущей политики. К исследованию этой искажающей теологической оптики исследователи подошли лишь в начале 2000-х гг., и на русском языке курсов такого рода пока не существует. 

Браткин.jpg

Содержание лекций:

1. От древности до XVI века: как христиане придумали иудаизм. (Новозаветные тексты, Юстин, Мелитон, Тертуллиан. Жанр Adversus Judaeos.)
2. От Лютера до Землера: как протестанты сами того не ведая выращивали критическую науку, что у них выросло и почему теологический взгляд все же был неустранимы.  
3. «Долгий XIX век», часть 1: светлое здание протестантской науки и его темные подвалы: Баур, Гарнак, де Лагард, Шлаттер и другие. 
4. «Долгий XIX век», часть 2: как иудеи получили свой голос и почему он был не услышан. Wissenschaft des Judentums как проект и как объект игнорирования протестантской наукой. 
5. От начала Первой мировой войны до конца Второй: как из филосемита сделаться антисемитом, ничего принципиально не меняя. Киттель, Кун, Грундманн и другие теологи-нацисты. 
6. От 1945 года до наших дней. Греки, евреи и протестанты в мире опровергнутых утверждений.

О преподавателе: Дмитрий Александрович Браткин, к. и. н., доцент кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ, специалист по Новому завету, раннему христианству, иудаизму II Храма.