Жизнь «других»: правила репрезентации в израильском кино

Даты вебинаров: 4, 11, 18, 25 марта и 1 апреля в 21.00. 

Для записи необходимо заполнить анкету.

Если у вас есть герой, не важно – положительный или отрицательный, то неизбежно формируются и правила представления этого героя – правила репрезентации. Чем сильнее идеологическое влияние на искусство, тем больше правил и тем строже их следует придерживаться. Израильский кинематограф времен так называемого «сионистского реализма» выработал немало кодов и конвенций создания киногероев. Хотя позднее были приложены значительные усилия, чтобы освободиться от диктата сионистского мастер-нарратива, как его определяет культуролог Элла Шохат, преодолеть сложившиеся кинематографические традиции удается не во всем.


В рамках нашего курса вебинаров мы поговорим о самых важных, самых ярких группах, представленных на израильском экране. От рефлексии по поводу «нового израильтянина» и болезненного отказа от галутного еврея, языков и культур стран «изгнания» мы перейдем к противоречивым образам арабского/палестинского «чужого». Четвертый вебинар будет полностью посвящен самым актуальным персонажам современного израильского кино – ультраортадоксальным евреям, или харедим, которые с периферии сюжета перемещаются в самый центр. На нашей завершающей встрече мы постараемся коснуться других не менее важных, хотя и малочисленных групп израильского общества, представленных в кинолентах.

Темы вебинаров:

1. Евреи

2. Иммигранты/Репатрианты/Олим

3. Арабы

4. Харедим (Ультраортодоксальные евреи)

5. И «другие» (Пережившие Холокост, люди с ограниченными возможностями, представители чуть менее традиционных сексуальных ориентаций и др.) 

Список основных фильмов:

Лекция 1.

Исход (реж. Отто Преминджер, 1960, США)

Он шел полями (реж. Йосеф Мило, 1967)

Полицейский Азулай (реж. Эфраим Кишон, 1971)

Новая страна (реж. Орна Бен-Дор Нив, 1994)

Безумная земля (реж. Дрор Шауль, 2006)

Внутренняя грамматика (реж. Нир Бергман, 2010)

Лекция 2.

Саллах Шабати (реж. Эфраим Кишон, 1964)

Друзья Яны (реж. Арик Каплун, 1999)

Иди и живи (реж. Раду Михэйляну, 2005)

В конце света налево (Ави Нешер, 2004)

Династия Шварц (реж. Амир и Шмуэль Асфари)

В пяти часах от Парижа (реж. Леонид Прудовский, 2008)

Лекция 3.

За решеткой (реж. Ури Барбаш, 1984)

Визит оркестра (реж. Эран Колирин, 2007)

Пузырь (реж. Эйтан Фокс, 2006)

Рай – сейчас (реж Хани Абу-Ассад, 2005)

Атака (реж. Зиад Дуэри, 2012)

Лекция 4.

Кадош (реж. Амос Гитай, 1999)

Ушпизин (реж. Гиди Дар, 2004)

Заполнить пустоту (реж. Рама Бурштейн, 2012)

Соседи Бога (реж. Мени Яиш, 2012)

Лекция 5.

Сделано в Израиле (реж. Ари Фольман, 2001)

Сват (реж. Ави Нешер, 2010)

Медузы (реж. Этгар Керетт и Шира Геффен, 2007)

По тебе не видно (реж. Михаль Авиад, 2011)

Перечисленные фильмы не обязательны, но очень желательны для просмотра участниками наших вебинаров.

О преподавателе: Светлана Пахомова - культуролог, специалист по израильскому кино, ведущая киноклуба в ИКЦ, сотрудник музея История евреев в России.