Постсекулярная еврейская философия XXI в.: Джудит Батлер, Дуглас Рашкофф, Уди Алони 

Данный мини-курс состоит из трех лекций, которые пройдут 21.09, 28.09 и 5.10 с 19-00 до 20-30 по московскому времени.
Чтобы записаться на курс, необходимо заполнить анкету

Курс посвящен пониманию иудаизма тремя супер-звездами современной гуманитарной мысли – гендерным и перформативным теоретиком Джудит Батлер, медиа-теоретиком Дугласом Рашкоффым и кинорежиссером-философом Уди Алони. Речь будет идти о совсем свежих текстах – 2003, 2011 и 2012 гг.

1. Джудит Батлер. Не по пути. Еврейскость и критика сионизма 
(Judith Butler. Parting Ways. Jewishness and The Critique Of Zionism. Columbia University Press, 2012) 
2. Дуглас Рашкофф. Ничего святого. Правда об иудаизме 
(Douglas Rushkoff. Nothing Sacred. Truth About Judaism. Crown Publishers, 2003)
3. Уди Алони (в соавторстве с Аленом Бадью, Джудит Батлер и Славоем Жижеком). Чего хочет еврей? О бинационализме и прочих призраках 
(Udi Aloni (with Alain Badiou, Judith Butler and Slavoj Zizek). What Does A Jew Want? On Binationalism And Other Specters. Columbia University Press, 2011)

poster.png

Джудит Батлер

Лекция посвящена легендарному гендерному теоретику, перформативному аналитику, профессору университета Беркли, Калифорния, политической мыслительнице Джудит Батлер, одной из основных фигур, ответственных за артикуляцию постструктуралистской этики различия. 
Еще будучи учащейся еврейской школы в Огайо, Джудит хотела найти ответы на такие вопросы: 
1) почему Баруха Спинозу выгнали из общины, 
2) ответственна ли немецкая классическая философия за Холокост, 
3) как понимать экзистенциальный хасидизм в стиле Мартина Бубера. 
Как философ она никогда не высказывалась развернуто на еврейские темы. Но вот, в 2012 г., в издательстве университета Коламбия в г.Нью-Йорке, видит свет ее первая и пока единственная «еврейская» книга, рассказ о которой и займет большую часть времени встречи, «Разными путями. Еврейскость и критика сионизма»* (Parting Ways. Jewishness And The Critique Of Zionism), представляющая собой интерпретацию идей, содержащихся в стихах Махмуда Дарвиша и текстах, так или иначе касающихся еврейской проблематики и этики инаковости, Эдварда Саида, Эмманюэля Левинаса, Вальтера Беньямина, Ханны Арендт и Примо Леви. 
Стоит ли искать в этой книге ответы знаменитого «критически странного»** философа Батлер на вопросы еврейской девочки Джудит и почему, чтобы быть евреем, нужно быть рассеянным? Ответы на эти и несколько других вопросов – в день встречи в указанное время, в глобальной сети.

* используемый в оригинале стандартный оборот, parting ways, переводится обыкновенно как «прощание», поэтому название книги на русский можно переложить и так: «Расставание. Еврейскость и критика сионизма»
** critically queer

Дуглас Рашкофф

Лекция посвящена одному из самых известных медиа-теоретиков планеты (по версии MIT (Массачусетского технологического института) Рашкофф входит в топ-10 наиболее влиятельных мыслителей мира), киберпанк-писателю, комикс-мейкеру и документалисту, профессору медиа-теории и цифровой экономики (этот термин придумал он сам) Нью-Йоркского университета и Новой школы, а именно его книге «НИЧЕГО СВЯТОГО. Правда об иудаизме» (2003) и тому, как она вписывается в его представления о мире в целом.
Дуглас Рашкофф известен в России, в первую очередь, как автор книги «Медиавирус» 1994 г. (т.к. только она переведена на русский). Начинал в 90-е гг. в качестве клавишника легендарной группы Psychic TV, главной представительницы – вместе с Сoil – т.н. «лондонского эзотерического подполья», и ученика и соавтора психоделических гуру эпохи хиппизма Тимоти Лири и Терренса Маккены и дискордианца, «мага хаоса» и онтологического анархиста Роберта Антона Уилсона. 
Сторонник идеи «открытого кода» не только в программном обеспечении, но и в решении сугубо социальных и политических проблем.  Ввел в оборот целый веер понятий, многие из которых прочно вошли в жизнь современного человека. За его авторством числятся такие конструкции как «технореализм», «демократия открытого кода», «вирусные медиа», «социальная валюта», «цифровая экономика», «скринэйджеры» и другие. 
Создал собственное течение, REBOOT (англ., "перезагрузка"), в рамках американского реформированного иудаизма.  
Автор тринадцати теоретических работ (первая – «Cyberia. Жизнь в окопах киберпространства», 1994, последняя – «Кидая камни в автобус Гугл», 2016), двух культовых киберпанк-романов («Стратегия исхода», 2002; «Экстази-клаб», 1997), четырех комиксов («Клуб Ноль-G», 2004; «Завет», 2005-2008; «Подростковая демо-дивизия», 2012; «Алистер и Адольф», 2016) и пяти документальных фильмов (последний, «Поколение лайков», снят в 2014 г.). 
Друг Наоми Кляйн и Чайны Мьевиля. Входит, вместе с Гилом Аниджаром, в редколлегию журнала "ТIKKUN" (ивр., "исправление мира"), издаваемого Duke University.

Уди Алони

Он снимает видео израильским арабским реперам и пишет вместе с Наоми Кляйн политически заряженные воззвания к еврейским артистам всего мира; созданные им киноленты удостоились призов на многочисленных фестивалях, а также восхищенных отзывов Алена Бадью и Славоя Жижека. Лекция посвящена израильскому художнику, философу, режиссеру театра и, как документального, так и игрового кино, Уди Алони, чье имя уже давно, с начала 90х, на слуху у любителей арт-хауса. Свою секулярно-теологическую позицию Алони характеризует при помощи слов «радикально-левацкое мессианство», или же «радикальное милосердие». Он критикует сионизм, но призывает не отказываться от него, но «перечитать», т.е., объясняет он, «очистить от националистических черт, оставив мессианское рвение к свободе, независимости и равенству». В его фигуре сочетаются, казалось бы, противоположные качества: 
  • бескомпромиссная критика действий еврейского государства и ярко выраженная еврейская идентичность; 
  • светский, материалистический характер текстов и традиционность источников, на которые они опираются; 
  • негибкость и милитантность (политико-художественной) позиции в скорее «математической», чем «дипломатичной» полемике об истине, т.е. верном решении (уравнения), и полное безразличие к занимаемой нуждающимся позиции и его классовой принадлежности, когда речь идет о сохранении человеческой жизни или ее защите. 
В 2011 г. в издательстве университета Коламбия в г. Нью-Йорк увидел свет более чем занятный томик его размышлений на разные темы (включивший в себя уже упомянутое письмо о языке иврит, написанное Шолемом – Розенцвейгу, а также эссе Джудит Батлер, Алена Бадью и Славоя Жижека) «Чего хочет еврей? О бинационализме и прочих призраках». Ему, по большей части, и будет посвящен доклад. 
Его самые известные фильмы: «Кашмир: путешествие к свободе» (2009), «Прощение» (2006) и «Местный ангел» (2002). В 2016 г. его последняя картина, «Перекресток 48», получила Приз зрительских симпатий Берлинского кинофестиваля. Первая в списке лента повествует о ненасильственной борьбе Кашмира за независимость, сюжетные линии остальных разворачиваются, говоря образно, на границе Израиля и Палестинской автономии. 

* Парадигмальная аффилированность: Алони – самый известный израильский последователь и популяризатор философии Алена Бадью и Славоя Жижека, посвятивших ему по несколько эссе каждый, и их друг.
** Семья. Алони не тезка, а самый настоящий сын Шуламит Алони, которая, говорит одна из посвященных ей статей, «у крайних левых играла в нападении» - на протяжении нескольких десятилетий (с конца 60х до самой смерти в 2014 г.) она управляла партией «Мерец» (которую сама же и создала), а в 90е гг. два раза побывала министром - сначала образования, потом – коммуникации, науки и культуры. Шула, как звали ее израильтяне – самая известная в недолгой истории нового еврейского государства представительница политического эстеблишмента с сильно выраженными проарабской и антирелигиозной (бескомпромиссной относительно отделения синагоги от государства) позициями, благодаря которым почти всю жизнь она могла по желанию совершать контрастные купания – в любви и ненависти соотечественников – и даже попала в виде принта с подписью «Мать еврейских хипстеров» на майку из серии «История хипстеризма». Говорят, ее боялся Шимон Перес – еще со времен сельскохозяйственной школы-интерната, в которой они учились, и кибуца, где ее, 17-летней девушкой, подселили – из-за дефицита «квартир» - в палатку едва вышедших из-под хупы Гельман и Перского, еще не носившего фамилию, с которой ему было суждено войти в историю. 

О преподавателе: Серж Степанищев, кандидат философских наук, сотрудник Института философии Российской академии наук, преподаватель Мастерской индивидуальной режиссуры Б.Юхананова, ведущий рубрики о новейшей философии в журнале FURFUR. Автор книг: «Внутренность без внешности. Феноменология не/очень естественного», 2014; «Пустота включает в себя пустоту», 2014. 
Закончил филофский факультет МГУ, защитил диссертацию «Этический рационализм Э.Левинаса в контексте феноменологической традиции» в 2010 г. по специальности «история философии» в МПГУ.