Еврейский экспериментальный театр и русская революция: диалог культур 

левитан.jpg

Д-р Ольга Левитан, Еврейский Университет в Иерусалиме; Тель-Авивский университет

Еврейские экспериментальные театры на идише и на иврите, возникшие в первые послереволюционные годы в Москве и Петрограде, явление феноменальное с разных точек зрения. Эти театры, опираясь на мир еврейской культурной традиции, с одной стороны, и на опыт авангардного искусства и модернистского сознания начала ХХ в., с другой, стали воплощением уникального социального и художественного эксперимента, утверждавшего диалогические отношения между трагедией и комедией, прошлым и настоящим, национальным и  интернациональным, фактической историей и утопией. 
В рамках предлагаемого курса рассматривается история возникновения двух наиболее известных еврейских театров – Габимы и ГОСЕТа, их связь с русскими революциями 1917 года и русским авангардным театром, а также эстетика еврейского перформанса и его место в мировом театральном процессе. Ключевой драматический текст курса – пьеса «Диббук» С. Анс-кого. Ключевые инструментальные понятия: культурный герой, мистерия, утопия, модернизм, диалог культур.

Силлабус:
Лекция 1. Введение: театральное искусство и еврейская культурная традиция, истоки и зарождение еврейского театра, театр на идише и на иврите, еврейский театр как национальный феномен и как инструмент межкультурного общения
Лекция 2. Еврейский театр и русские революции 1917 года: политика
Лекция 3. Экспериментальные еврейские театры в Москве и русский театральный авангард
Лекция 4. «Диббук» (Габима) и «Колдунья» (ГОСЕТ): энергия революции и революционные мистерии на еврейской сцене
Лекция 5. Актер еврейского театра как культурный герой: Ханна Ровина, Нахум Цемах, Шломо Михоэлс

Литература:
  • С. Ан-ский. «Диббук» // В. Иванов (ред.). Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Москва, 2004, 17–63.
  • О. Будницкий. Российские евреи между красными и белыми. Москва, 2005.
  • Б. Ентин. «Полвека еврейского театра» // Параллели. Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. Москва, 2003, 260–275.
  • В. Иванов. Русские сезоны театра Габима. Москва, 1999. 
  • В. Иванов. Госет: политика и искусство 1919-1928. Москва, 2007, 155–205.
  • П. Марков. «Актер Михоэлс» // К. Рудницкий (ред.). Михоэлс. Статьи, беседы, речи. Статьи и воспоминания о Михоэлсе. Москва, 1981, 358–366.
  • Г. Сафран. «Семен Ан-ский и отец Гапон (о русских революционных корнях пьесы «Диббук») // О. Будницкий, К. Бурмистров, А.Каменский, В. Мочалова (ред.). История и культура российского и восточноевропейского еврейства: новые источники, новые подходы. Москва, 2004.