«Народная религиозность» советских и постсоветских евреев

каспина.jpg

К.ф.н. Мария Каспина, доцент Центра библеистики и иудаики РГГУ, Москва

Отношение к религии претерпело в СССР очень серьезные изменения, и наряду с соблюдением нескольких ключевых элементов традиции, религиозные традиции в целом или ушли из общественной сферы в потайную, домашнюю среду или видоизменились, приспосабливаясь к новым условиям. В рамках нашего курса мы проследим механизмы трансформации старых традиций в новые, не всегда одобряемые ортодоксальным иудаизмом. Один из вариантов таких народных трансформаций связан, например, с оправданием нарушения строгих религиозных запретов по употреблению в пищу свинины и хлеба во время праздника Песах. Нашими основными источниками будут полевые материалы, собранные в ходе экспедиций Центра Сэфер к евреям Молдавии, Белоруссии, Украины, Латвии и России (2004–2017 гг.).  Изучая способы нарушения и трансформации предписаний иудаизма, мы сможем понять, как формируются новые границы сакрального и профанного в религиозной традиции советского и постсоветского еврейства.

Силлабус:
Лекция 1. Понятие народной религиозности. Основные подходы и определения. Народный иудаизм в древности и современности 
Лекция 2. Религиозная жизнь советских евреев. Обзор основных исследований 
Лекция 3. Механизмы оправдания запретов, связанных с пищевыми практиками иудаизма
Лекция 4. Взаимоотношения внутри семьи: соблюдающие и несоблюдающие родственники
Лекция 5. Трансформации еврейского погребального обряда в советское время

Литература:
  • Гехт М. «Мальчик, запали спичку»: пути обхода праздничных и шаббатних запретов в еврейской традиции (по материалам экспедиций в Риге и Латгалии) // Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии / Отв. Ред. С.Н. Амосова. Ч. II. М., 2016. C. 41–47.
  • Зеленина Г. «Вся жизнь среди книг»: советское еврейство на пути от Библии к библиотеке // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3–4(30). С. 60–85.
  • Зельцер А. Евреи советской провинции: Витебск и местечки 1917–1941. М., 2006.
  • Каспина М. Народный иудаизм: варианты религиозных практик (по материалам экспедиций к евреям Украины и Молдавии, 2004–2011) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (30). С. 11–30.
  • Каспина М. Столкновение закона и обычая в традиционной культуре евреев Восточной Европы: народный иудаизм // Антропологический форум. 2010. №13 Online. С. 39–54 http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/013online/13_ online_kaspina.pdf 
  • Панченко А. Религиозные практики: к изучению «народной религии» // Мифология и повседневность (Вып. 2): Материалы научной конференции 26–26 февраля 1999 года. СПб., 1999. С. 198–218.
  • Штетл, XXI век: полевые исследования / под ред. В.А. Дымшица, А.Л. Львова, А.В. Соколовой. СПб., 2008. С. 65–82.
  • Фиалкова Л., Еленевская М. Русская улица в еврейской стране. Исследование фольклора эмигрантов 1990-х в Израиле. М., 2005.
  • Altshuler М. Religion and Jewish Identity in The Soviet Union, 1941–1964. Massachusetts, 2012.
  • Dundes A. The Sabbath Elevator and Other Sabbath Subterfuges: An Unorthodox Essay on Circumventing Custom and Jewish Character. Lanham; Md., 2002.
  • Gitelman Z. Thinking About Being Jewish in Russia and Ukraine // Jewish Life After the USSR / Ed. Z. Gitelman. Bloomington, 2003. P. 49–60.
  • Shternshis, A. Soviet and Kosher: Jewish Popular Culture in the Soviet Union, 1923–1939. Bloomington: Indiana University Press. 2006.
  •  Shternshis A. “Salo on Challah: Soviet Jews’ Experience of Food in the 1920s–1950s” // Oxford Studies in Contemporary Jewry. XXVIII. 2015. P. 10 – 27.
  • Veidlinger 2013 – Veidlinger J. In the Shadow of the Shtetl: Small Town Jewish Life in Soviet Ukraine, 1919–1953. Bloomington, 2013.